Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Благоговей пред каждым словом, пред каждою мыслию слова Божия, писаний св. отцов и в том числе молитв и песнопений различных, которые мы слышим в церкви или кои дома произносим, потому что все это - дыхание и словеса Духа Святого: это, так сказать, Сам Дух Святой, ходатайствующий о нас и чрез нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26).

Великая ектения, ежедневно произносимая в церкви, есть премудрая ектения, ектения любви; в ней христиане, живущие и святые, представляются одним великим сочленением тела Иисуса Христа.

Сугубая и просительная ектении тоже прекрасны. Мы привыкли к ним, но вообразим себе, что мы в первый раз их слышим, поставим себя на место иностранцев.

Молясь Богу, надо всегда представлять себе Его бесконечное величие, поклонение Ему тысячей тысяч и тьмы тем Ангелов небесных и святых, также Его вездесущие и всеведение, Его бесконечную благость, правду и святость. Когда называешь в молитве Пресвятую Деву Богородицу пресвятою, пречистою, пренепорочною, преблагою, то представляй, что самое существо Ее есть святость вечная, непоколебимая, неизменная, невообразимая, неудобозримая и Ангельскима очима (Акафист Пресвятой Богородице). То же и о всех Ангелах и святых помышляй, т.е. что существо их - святость и благость, по благодати Иисуса Христа.

Яко Твое есть царство и сила и слава, а не наша. Мы сами хотели бы царствовать со своими страстями, т.е. поставить все на своем: на свою бы силу, а не на Твою надеялись, своей бы искали славы, а не Твоей; но это желание в нас бесовское. Мы должны все покорить Твоей воле, искать во всех делах Твоей силы и делать все для Твоей славы. Вся во славу Божию творите (1 Кор. 10, 31).

С крестом, все равно как и в крестном знамении, Господь Иисус Христос, как живой и животворящий, всегда с нами и всегда действует различными силами ко спасению нашему, верою в Него, нашего Бога и Спасителя. Слава о сем Господу нашему, всегда с нами сущему! Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).

Причастники Божественных Таин! Познайте, как вы приискренне приобщаетесь Господу, если достойно причащаетесь. Какое дерзновение вы имеете к Господу и Богородице! Какую чистоту должны иметь! Какую кротость, смирение, незлобие! Какое беспристрастие к земному! Какое горячее желание небесных, чистейших, вечных наслаждений!

Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на кресте твои грехи пригвождены. Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: Господи! Грехи наши на кресте пригвоздивый, пригвозди ко Кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей Твоей милости (Пс. 50, 3), - и твой грех очистится. Аминь. Всевозможные грехи и страсти готовы ворваться в душу и усиливаются ворваться в нее каждую минуту. Но мужественно и недремлемо борись с ними до последнего издыхания, считая их за мечту воображения, за мечту духов злобы. В близости к тебе Господа будь так уверен, чтобы тебе чувствовать, что ты, молясь Богу, касаешься Его не только мыслию и сердцем, но и устами и языком. Близ ти глагол во устех твоих и в сердце твоем (Рим. 10, 8), т.е. Бог. Следующее убеждение да будет всегда присуще твоему сердцу: все мы - люди - едино (братия)Не смешивай человека - этот образ Божий - со злом, которое в человеке, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его - образ Божий -все-таки в нем остается. Если согрешишь в чем пред Богом (а мы грешим премного каждый день)Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини себя самого; значит, ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощение грехов; значит, слабо уязвил тебя грех.