Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 12... Но имать свет животный…10 Свет жизни вечной.

Стих 13-14. Реша убо Ему фарисее: Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно. Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое...11, Найди в пятой главе (31 ст.) изречение: аще Аз свидетельствую о Мне, свидетельство Мое несть истинно...; в изъяснении того изречения упомянуто и это. Некоторые же говорят, что то Иисус Христос сказал как человек, а это как Бог, показывая, что Он не простой человек, как они предполагали.

Стих 14... Яко вем, откуду приидох...,1 т.е. от Бога Отца.

Стих 14... И камо иду...,2 т.е. к Нему же по исполнении этого Домостроительства. Так как Я знаю, что пришел от Бога Отца и что к Нему же иду, то значит Я – Сын Божий и Бог. Следовательно, Я вполне достоверен, как сама Истина.

Стих 14... Вы же не весте, откуду прихожду, и камо гряду...,3 не весте – как думаете, как показываете, как притворяетесь, а в действительности знаете. Поэтому раньше (Ин. 7, 28) Иисус Христос сказал: и Мене весте, и весте, откуду есмь.

Стих 15. Вы по плоти судите..., чувственно, грубо, обращая внимание только на то, что видите, и не понимая ничего возвышенного и духовного. Зная, что они могут сказать: «Почему же Ты, если можешь, не наказываешь нас, которые так судят», – Иисус Христос сказал:

Стих 15... Аз не сужду ни комуже...4 не сужу теперь. Выше Иисус Христос сказал: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17); опять прочитай приведенное там толкование. А чтобы они опять-таки не сказали: «Потому Ты говоришь – не сужу, что не смеешь осудить нас», – Иисус Христос присоединяет:

Стих 16. И аще сужду Аз, суд Мой истинен есть...5, т.е. верен, справедлив, и Я, значит, справедлив осуждая вас. Затем говорит, почему Его суд истинен. Стих 16... Яко един несмь, но Аз и пославый Мя Отец...,6 потому что не один только Я сужу, но Я и Отец, так как все у Нас общее, – и что сужу Я, то судит и Отец (так как у обоих Их, как выше было сказано, одна воля). Таким образом, и Отец осуждает вас за то, что вы не верите Его Сыну, Которого Он послал. Стих 17. И в законе же вашем писано есть, яко двою человеку свидетельство истинно есть...,7 вашем, как вы хвалитесь, потому что Меня вы называете нарушителем закона. Если свидетельство двух человек истинно, то отсюда вы сами могли заключить, на сколько более истинен суд двух судей, и притом таких еще судей. Говорит об этом везде Иисус Христос прикровенно ради немощи слушателей, чтобы для них это было не ясно, а вполне ясно было только для более твердых христиан. Во всех подобных случаях усматривай вот эту именно причину. Стих 18. Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самем...8, Обращаясь опять к словам иудеев: Ты о Себе Сам свидетельствуеши, – Иисус Христос говорит: Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самем, хотя и никто не свидетельствует о себе самом. Я это делаю, как Бог, а никто не делает, как человек. Стих 18... И свидетельствует о Мне пославый Мя Отец...,9 если Я кажусь вам недостоверным. А свидетельствует Отец через пророка, говоря: се, дах Тя... во свет языком (Ис. 49, 6),10 т.е. чтобы Ты был светом народов. Выше, в пятой главе (37 ст.), было сказано, каким образом Отец свидетельствует о Нем, где написано: и пославый Мя Отец Сам свидетельствова о Мне. Стих 19. Глаголаху же Ему: где есть Отец Твой...1 Говорили это, притворяясь, что не знают, о каком это Отце Иисус Христос говорил, и искушая Его. Стих 19... Отвеща Иисус: ни Мене весте, ни Отца Моего:...,2 как вы притворяетесь; а в действительности вы знаете, как выше было сказано. Или же Иисус Христос сказал это потому, что иудеи притворялись, что знают Его, как сына Иосифа. Следовательно, Он говорит: «Если вы в действительности так знаете, как притворяетесь, то ни Мене весте, так как Я не Иосифа Сын, ни Отца Моего, так как не Иосиф Мой отец».