Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

15. Справедливо следует далее возглас избранных для Царства: Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует и нам всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог, Который оправдывает? Кто осуждает? Христос, Который умер, но и воскрес, и пребывает одесную Бога, и ходатайствует за нас? (Рим 8:31-34). И поскольку приняли они столь могучий дар пребывания [в вере] до конца, то могут продолжить и сказать: Кто отлучит нас от любви Христовой? Скорбь? Или теснота? Или гонение? Или голод? Или нагота? Или опасность? Или меч? Как написано, что за Тебя мы умерщвляемся весь день, считаемся как овцы заколения. Но во всем этом побеждаем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8:35-39).

Много званных, но мало избранных

16. Подобные [люди] обозначаются и в Послании к Тимофею, где после того как сказано, что Именей и Филит разрушают в некоторых веру, [апостол] тотчас добавляет: Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих (2 Тим 2:19). Вера их, действующая любовью (Гал.5:6), или совершенно не имеет недостатка, или, если есть некоторые из них, у которых она испытывает недостаток, то она восстанавливается, прежде чем подойдет к концу жизнь, и вместе с удалением примешивающегося беззакония, им даруется пребывание [в добре] до конца. А тех, кто не пребудут [в добре] и так отпадут от христианской веры и образа жизни, что конец этой жизни застанет их таковыми [т. е. отпадшими], - нет сомнения, что не следует подобных считать в числе первых [т. е. избранных] даже и тогда, когда живут они хорошо и благочестиво. Ибо они не выделены предведением и предопределением Божиим из упомянутой массы погибели, а потому и не призваны по намерению [Божию], и вследствие этого не избраны. Они призваны в числе тех, о ком сказано: Много званных, а не среди тех, о ком говорится: но мало избранных. И однако кто отвергнет, что они избраны, если они веруют, крестятся и живут по Богу? Понятно, что называют их избранными [люди] не знающие, чем они станут, но не Тот, Кто знает, что нет у них пребывания [в добре], которое ведет избранных к блаженной жизни; Кто знает, что хотя они стоят, Он Сам уже предузнал их как тех, кому предстоит пасть.

Глава 8. Почему тем, кто не избраны, не дается пребывания в добре? 17. И если спросят здесь у меня, почему Бог не даровал пребывания тем, кому дал ту любовь, благодаря которой они живут по-христиански, то я отвечу, что не знаю. Ведь не надменно, а зная свою меру, я слушаю слова апостола: О человек, кто ты, что возражаешь Богу? (Рим 9:20) и: О, высота богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33) Итак, если удостоил Он открыть нам суды свои - станем благодарить Его, а если решил сокрыть -не станем роптать против Его решения, но поверим, что и это также в высшей степени спасительно для нас. А ты, неприятель Его благодати, вопрошающий так, что скажешь сам? Понятно, ты не отрицаешь, что ты христианин, и хвалишься, что содержишь кафолическую веру. Итак, если исповедуешь, что пребывание до конца в добре - это дар Божий, то, как я полагаю, ты не знаешь вместе со мной, почему один получает его, а другой не получает, так что оба мы неспособны проникнуть в эти непостижимые суды Божий. Или же, если ты скажешь, что пребудет кто-либо в добре или не пребудет - это относится к свободному решению человека, которое защищаешь ты не согласно с благодатью Божией, но вопреки ей, так что тот, кто пребудет в добре, пребудет в нем не по дару Божию, а по действию человеческой воли, - тогда что предпримешь ты против слов Говорящего: Я молился за тебя, Петр, чтобы не оскудела вера твоя? (Лк 22:32) Неужто дерзнешь ты сказать, что хотя бы и молился Христос, чтобы не оскудела вера Петра, она оскудела бы, если бы Петр захотел, чтобы оскудела она, то есть не пожелал бы пребыть в ней до конца? Как будто Петр каким-то образом желал чего-то другого, а не того, о чем молился для него Христос, чтобы он этого желал. Ибо кто не понимает, что в том случае погибла бы вера Петра, если оскудела бы та воля, благодаря которой был он верным; и в том случае сохранилась бы [вера], если осталась бы та же самая воля? Но поскольку воля предуготовляется от Господа (Притч 8:35), то молитва Христа за него не могла быть напрасной. Поэтому, когда Господь просил, чтобы не оскудела вера Петра, чего другого просил, как не того, чтобы он имел в вере вполне свободную, твердую, непобедимую и пребывающую волю? Вот как в согласии с благодатью Божией, а не вопреки ей надлежит защищать свободу воли. Ведь человеческая воля не благодаря свободе получает благодать, но скорее по благодати [получает] свободу, вожделенное постоянство и неодолимую твердость для пребывания [в добре]. Все это весьма удивительно 18. Ведь удивительно, и весьма удивительно, что Бог некоторым Своим чадам, которых Он возродил во Христе, которым даровал веру, надежду и любовь, не дает пребывания [в добре], тогда как чужим чадам отпускает весьма великие преступления и, сподобив их благодати, делает Своими чадами. Кто не удивится этому? Кто не изумится этому чрезвычайно? Но не менее удивительно, - и притом истинно и столь очевидно, что даже сами враги благодати Божией не в силах найти, как бы им это отвергнуть, - что некоторых чад Своих друзей (то есть детей возрожденных и добрых верующих), чад, умирающих здесь младенцами без Крещения, чад, которых Тот, в Чьей власти содержится все, если бы захотел, несомненно, сподобил бы благодати этого омовения, Бог отчуждает от Своего Царства, куда посылает их родителей. С другой стороны, и некоторых чад Своих врагов Он заставляет попасть в руки христиан, и посредством омовения вводит в Царство, от которого отчуждены их родители. А ведь ни у первых детей нет добрых заслуг, ни у вторых - злых, чтобы проистекали они из их собственной воли. Здесь ясно видно, что суды Божий, будучи праведны и высоки, не могут ни порицаться, ни быть познаны. В числе этих судов - и суд, относящийся к пребыванию [в добре], о котором мы сейчас рассуждаем. Итак, воскликнем и о том, и о другом [суде]: О, высота богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его! (Рим 11:33)