Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

Мы не можем исследовать неисследимых путей Божиих

19. И не станем удивляться, что не можем мы исследовать неисследимых путей Его. Ибо, чтобы умолчать мне о бесчисленном множестве вещей, которые одним людям даются, а другим не даются от Господа Бога, у Которого нет лицеприятия (Ср.: Рим 2:1), и не распределяются в зависимости от заслуг воли (как например, быстрота, сила, доброе здоровье и красота тела, дивные задатки и природные способности душ к различным вещам, или же то, что привходит снаружи, как богатство, благородность, почести и прочее того же рода, причем имеет или не имеет этого [человек] - целиком находится во власти Бога); чтобы не останавливаться мне также на крещении младенцев (а это никто из них (т.е. противников Августина) не может назвать, как предыдущее, не относящимся к Царству Божию), [чтобы не объяснять], почему одному младенцу оно даруется, а другому не даруется (ведь и то и другое находится во власти Бога, а без этого Таинства никто не войдет в Царствие Божие), - итак, чтобы мне умолчать и оставить все это [в стороне], то вот, разберем самих тех, о ком идет речь. Ведь мы рассуждали о тех, кто не имеют пребывания в добре, но погибают из-за того, что их добрая воля от добра уклоняется ко злу. Пусть ответят они, если могут: когда жили они верно и благочестиво, почему Бог тогда же не восхитил их от опасностей этой жизни, чтобы злоба не изменила разума их, и лесть не прельстила душ их? (Прем.4:11) Разве это было не в Его власти, или неужто не знал Он об их предстоящих злых делах? Ведь ничего подобного нельзя сказать, кроме как [мысля] вполне извращенно и безумно. Итак, почему не сделал этого? Пусть ответят те, кто осмеивает нас, когда мы при рассмотрении подобных вещей восклицаем: Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33) Ибо Бог дарует это, кому желает, иначе лжет то Писание, которое говорит о как бы преждевременной смерти праведного человека: Он был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, и лесть не прельстила душу его (Прем.4:11). Итак, почему это столь великое благодеяние одним дает, а другим не дает Бог, у Которого нет несправедливости или лицеприятия и во власти Которого находится то, сколько пробыть человеку в этой жизни, которая именуется искушением на земле? (Ср.: Иов 7:1) И, так же как они вынуждены признать, что дар Божий - чтобы человек закончил свою жизнь прежде, чем он изменится из добра во зло, а почему одним это даруется, а другим - нет, они не знают; так точно пусть признают с нами, что пребывание в добре - дар Божий, согласно Писанию, из которого я уже предложил многие свидетельства, и да удостоятся без ропота на Бога вместе с нами не знать, почему одним даруется это [пребывание], а другим - нет.

Глава 9. Те, кто не получили пребывания в добре, не суть воистину чада Божии

20. И пусть не спрашивают нас, почему некоторым Своим чадам Бог не дает этого пребывания [в добре]. Ведь не случилось бы так, если бы они были из предопределенных и призванных согласно намерению [Божию], ибо таковые воистину суть сыны обетования. Итак, если они живут благочестиво, именуются чадами Божиими, но поскольку в будущем станут они жить нечестиво и умрут в этом нечестии, предведение Божие не признает их чадами Божьими. Ведь и те суть чада Божий, кто, не принадлежа еще к нам [христианам], уже принадлежат Богу. Евангелист Иоанн так говорит о них: [Каиафа предсказал], что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин.11:51-52). Воистину, им предстояло стать едиными, уверовав благодаря проповеди Евангелия, и однако еще прежде чем это произошло, уже были они чадами Божиими, будучи с непоколебимой твердостью записаны в памятную книгу Отца своего. И напротив, есть некие, кого мы называем чадами Божиими из-за благодати, воспринятой ими как бы на время, но не таковы они для Бога. Тот же Иоанн так говорит о них: Они выйти от нас, но не были от нас; ибо если бы они были от нас, то пребыли бы с нами (1Ин.2:19). Не говорит: вышли от нас, и так как не остались с нами, уже не от нас они. Напротив, говорит так: От нас выйти, но не были от нас; и это означает, что даже когда казалось, будто они с нами, они не были от нас. И как бы отвечая на вопрос: «Как ты докажешь это?» - он говорит: Ибо если бы были от нас, то пребыли бы с нами. Это голос чад Божиих, ибо говорит Иоанн, занимающий среди чад Божиих исключительное место. Поэтому, когда говорят чада Божий о тех, кто не обладает пребыванием [в добре]: Они вышли от нас, но не были от нас, и добавляют: Ибо если бы были они от нас, то пребыли бы с нами, разве что другое говорят они, а не это: «Они не были чадами, даже когда были ими по имени или по занятию»? И это не потому, что притворялись они праведными, но потому, что не пребыли в праведности. Ведь не сказал он: «Если бы были они от нас, то хранили бы истинную, а не призрачную праведность вместе с нами». Но он говорит: Ибо если бы были они от нас, то пребыли бы с нами Несомненно, он желал, чтобы они пребыли в добре. Итак, они были в добре, но поскольку не пребыли в нем, то есть не пребыли до конца, то и говорит он: Не были от нас, даже и когда были с нами. Это значит: они не были из числа чад даже тогда, когда были в вере чад, ибо те, кто воистину суть чада, предузнанные и предопределенные быть подобными образу Сына Его, были и призваны по намерению [Божию], и избраны. Ведь погибает не сын обетования, но сын погибели (Ср.: Ин.17:12). Таковые призваны не по намерению Божию 21. А потому были они из множества званных, а из малого числа избранных - не были. Итак, Бог без сомнения дал пребывание [в добре] Своим предопределенным чадам, и они имеют его, если только принадлежат к числу чад. И разве есть у них что, чего бы они не получили (Ср.: 1Кор 4:7), в соответствии с истинным апостольским изречением? И таким образом эти чада даны Сыну Христу, как и Сам Он говорит к Отцу: Чтобы все, что Ты дал Мне, не погибло, но имело жизнь вечную (Ин.3:15; ср.: 6:39). Итак, те должны считаться данными Христу, кто уготован к вечной жизни. А это и есть предопределенные и призванные сообразно намерению [Божию], и из них не погибнет никто. И потому никто из них не окончит этой жизни, уклонившись от добра ко злу, ибо он определен таким образом и для того дан Христу, чтобы не погиб, но имел жизнь вечную. С другой стороны, если те, кого именуем мы Его врагами, или же малые дети врагов Его, те из них, кого Он намеревается возродить [в крещении], окончат эту жизнь в вере, действующей любовью (Ср.:Гал.5:6), - то и прежде чем это произошло, в [Его] предопределении они уже были чадами Божиими, данными Христу, Сыну Его, чтобы они не погибли, но имели жизнь вечную.