Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

Глава 8. Почему тем, кто не избраны, не дается пребывания в добре?

17. И если спросят здесь у меня, почему Бог не даровал пребывания тем, кому дал ту любовь, благодаря которой они живут по-христиански, то я отвечу, что не знаю. Ведь не надменно, а зная свою меру, я слушаю слова апостола: О человек, кто ты, что возражаешь Богу? (Рим 9:20) и: О, высота богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33) Итак, если удостоил Он открыть нам суды свои - станем благодарить Его, а если решил сокрыть -не станем роптать против Его решения, но поверим, что и это также в высшей степени спасительно для нас. А ты, неприятель Его благодати, вопрошающий так, что скажешь сам? Понятно, ты не отрицаешь, что ты христианин, и хвалишься, что содержишь кафолическую веру. Итак, если исповедуешь, что пребывание до конца в добре - это дар Божий, то, как я полагаю, ты не знаешь вместе со мной, почему один получает его, а другой не получает, так что оба мы неспособны проникнуть в эти непостижимые суды Божий. Или же, если ты скажешь, что пребудет кто-либо в добре или не пребудет - это относится к свободному решению человека, которое защищаешь ты не согласно с благодатью Божией, но вопреки ей, так что тот, кто пребудет в добре, пребудет в нем не по дару Божию, а по действию человеческой воли, - тогда что предпримешь ты против слов Говорящего: Я молился за тебя, Петр, чтобы не оскудела вера твоя? (Лк 22:32) Неужто дерзнешь ты сказать, что хотя бы и молился Христос, чтобы не оскудела вера Петра, она оскудела бы, если бы Петр захотел, чтобы оскудела она, то есть не пожелал бы пребыть в ней до конца? Как будто Петр каким-то образом желал чего-то другого, а не того, о чем молился для него Христос, чтобы он этого желал. Ибо кто не понимает, что в том случае погибла бы вера Петра, если оскудела бы та воля, благодаря которой был он верным; и в том случае сохранилась бы [вера], если осталась бы та же самая воля? Но поскольку воля предуготовляется от Господа (Притч 8:35), то молитва Христа за него не могла быть напрасной. Поэтому, когда Господь просил, чтобы не оскудела вера Петра, чего другого просил, как не того, чтобы он имел в вере вполне свободную, твердую, непобедимую и пребывающую волю? Вот как в согласии с благодатью Божией, а не вопреки ей надлежит защищать свободу воли. Ведь человеческая воля не благодаря свободе получает благодать, но скорее по благодати [получает] свободу, вожделенное постоянство и неодолимую твердость для пребывания [в добре].

Все это весьма удивительно

18. Ведь удивительно, и весьма удивительно, что Бог некоторым Своим чадам, которых Он возродил во Христе, которым даровал веру, надежду и любовь, не дает пребывания [в добре], тогда как чужим чадам отпускает весьма великие преступления и, сподобив их благодати, делает Своими чадами. Кто не удивится этому? Кто не изумится этому чрезвычайно? Но не менее удивительно, - и притом истинно и столь очевидно, что даже сами враги благодати Божией не в силах найти, как бы им это отвергнуть, - что некоторых чад Своих друзей (то есть детей возрожденных и добрых верующих), чад, умирающих здесь младенцами без Крещения, чад, которых Тот, в Чьей власти содержится все, если бы захотел, несомненно, сподобил бы благодати этого омовения, Бог отчуждает от Своего Царства, куда посылает их родителей. С другой стороны, и некоторых чад Своих врагов Он заставляет попасть в руки христиан, и посредством омовения вводит в Царство, от которого отчуждены их родители. А ведь ни у первых детей нет добрых заслуг, ни у вторых - злых, чтобы проистекали они из их собственной воли. Здесь ясно видно, что суды Божий, будучи праведны и высоки, не могут ни порицаться, ни быть познаны. В числе этих судов - и суд, относящийся к пребыванию [в добре], о котором мы сейчас рассуждаем. Итак, воскликнем и о том, и о другом [суде]: О, высота богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его! (Рим 11:33)

Мы не можем исследовать неисследимых путей Божиих 19. И не станем удивляться, что не можем мы исследовать неисследимых путей Его. Ибо, чтобы умолчать мне о бесчисленном множестве вещей, которые одним людям даются, а другим не даются от Господа Бога, у Которого нет лицеприятия (Ср.: Рим 2:1), и не распределяются в зависимости от заслуг воли (как например, быстрота, сила, доброе здоровье и красота тела, дивные задатки и природные способности душ к различным вещам, или же то, что привходит снаружи, как богатство, благородность, почести и прочее того же рода, причем имеет или не имеет этого [человек] - целиком находится во власти Бога); чтобы не останавливаться мне также на крещении младенцев (а это никто из них (т.е. противников Августина) не может назвать, как предыдущее, не относящимся к Царству Божию), [чтобы не объяснять], почему одному младенцу оно даруется, а другому не даруется (ведь и то и другое находится во власти Бога, а без этого Таинства никто не войдет в Царствие Божие), - итак, чтобы мне умолчать и оставить все это [в стороне], то вот, разберем самих тех, о ком идет речь. Ведь мы рассуждали о тех, кто не имеют пребывания в добре, но погибают из-за того, что их добрая воля от добра уклоняется ко злу. Пусть ответят они, если могут: когда жили они верно и благочестиво, почему Бог тогда же не восхитил их от опасностей этой жизни, чтобы злоба не изменила разума их, и лесть не прельстила душ их? (Прем.4:11) Разве это было не в Его власти, или неужто не знал Он об их предстоящих злых делах? Ведь ничего подобного нельзя сказать, кроме как [мысля] вполне извращенно и безумно. Итак, почему не сделал этого? Пусть ответят те, кто осмеивает нас, когда мы при рассмотрении подобных вещей восклицаем: Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33) Ибо Бог дарует это, кому желает, иначе лжет то Писание, которое говорит о как бы преждевременной смерти праведного человека: Он был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, и лесть не прельстила душу его (Прем.4:11). Итак, почему это столь великое благодеяние одним дает, а другим не дает Бог, у Которого нет несправедливости или лицеприятия и во власти Которого находится то, сколько пробыть человеку в этой жизни, которая именуется искушением на земле? (Ср.: Иов 7:1) И, так же как они вынуждены признать, что дар Божий - чтобы человек закончил свою жизнь прежде, чем он изменится из добра во зло, а почему одним это даруется, а другим - нет, они не знают; так точно пусть признают с нами, что пребывание в добре - дар Божий, согласно Писанию, из которого я уже предложил многие свидетельства, и да удостоятся без ропота на Бога вместе с нами не знать, почему одним даруется это [пребывание], а другим - нет. Глава 9. Те, кто не получили пребывания в добре, не суть воистину чада Божии