Успенский Н.Д., проф. - Православная вечерня

Как видно, эта кафизма по образу ее исполнения не отличалась от псалмов-антифонов песненной вечерни. Все ее отличие состояло в том, что после „слав“ ее не было малых ектений, как это полагалось на песненной вечерне после каждого псалма-антифона.

Точно таким же образом исполнялись и светильничные псалмы. Целиком их не пели, а исполняли антифонно с особыми припевами следующие стихи:

Правый хор

„ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ К ТЕБЕ [153],

прип. Услыши ны Господи.

ЕГДА ВОЗЗОВУ К ТЕБЕ

прип. тоиж.

Левый хор Лев. крил. строк поем ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ Прип. Услыши ны Господи. Правый хор НЕПЩЕВАТИ ВИНЫ О ГРЕСЕХ НЕОТЫМИ ДУШУ МОЮ . ГЛАСОМ МОИМ КО ГОСПОДУ ПОМОЛЮСЯ прир. Воззвах к тебе спаси мя. Левый хор. ДА НЕ НАМАСТИТ ГЛАВЫ МОЕЯ ДОНДЕЖЕ ПРЕЙДУ. И ПЕЧАЛЬ МОЮ ПРЕД НИ ВОЗВЕЩУ. прип. Воззвах к Тебе спаси мя. Правый хор „И НЕСТЬ ВЗЫСКАЯЙ ДУШУ МОЮ ИСПОВЕДАТИСЯ ИМЕНИ ТВОЕМУ. ГОСПОДИ ГОСПОДИ УСЛЫШИ ГЛАС МОЙ. прип. Христе Спасе помилуй нас. Левый хор ЧАСТЬ МОЯ ЕСИ НА ЗЕМЛИ ЖИВЫХ ДОНДЕЖЕ ВОЗДАСИ МНЕ ВНЕМЛЮЩЕ ГЛАС МОЛИТВЫ МОЕЯ прип. Христе Спасе помилуй мя. Правый хор ЯКО ОТ ТЕБЕ ОЧИЩЕНИЕ ЕСТЬ ДА УПОВАЕТ ИЗРАИЛЬ НА ГОСПОДА ПОХВАЛИТЕ ЕГО ВСИ ЛЮДИЕ Левый хор лев. крил. строк поем 1 ВО СЛОВО ТВОЕ УПОВА ДУША МОЯ НА ГОСПОДА ОТ ВСЕХ БЕЗЗАКОНИЙ ЕГО И ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВО ВЕКИ [154]. Как видно из приведенного текста светильничных псалмов, хоры, чередуясь между собой, пели не полные стихи того или иного псалма, а отдельные фразы из них, которые, будучи изъяты из контекста псалма, иногда оказывались лишенными смысла, напр, „жертва вечерняя“ или „дондеже прейду“. В этом было непосредственное подражание тем начальным фразам вроде „И спах. Слава Тебе Боже“, которыми когда-то доместики начинали пение того или иного псалма-антифона на песненных последованиях. При таком исполнении псалмов молитвенное внимание присутствующих за богослужением сосредоточивалось на умилительных припевах: „Услыши ны Господи“, „Воззвах к Тебе, спаси мя“ и „Христе Спасе, помилуй нас“, которые прилагались к той или иной фразе псалма. К последним шести фразам припев не прилагался, так как они соединялись со стихирами. Во время пения светильничных псалмов совершалось каждение. Последнее, как известно, существовало издревле в песненной вечерне и совершалось диаконом. Но когда в Русской Церкви появился Иерусалимский устав с чином всенощного бдения, где указывалось совершать каждение храма до начала бдения иерею в преднесении параекклисиархом свечи, то стали и каждение на „Господи воззвах;..“ совершать по примеру бденного. Этот порядок сначала подтверждался указаниями в печатных служебниках [155], а затем получил узаконение в типиконе — „Егда же начнут пети Господи воззвах, паки кадит иерей иконы и настоятеля и оба лика и всю братию, диакон же ходит пред ним со свещею“ [156]. Русская Церковь, как и Греческая, унаследовала от песненной вечерни обычай совершения входа на великой вечерне соборне, но, вместе с тем, внесла в этот обряд нечто свое, русское. В Русской Церкви вечерний вход соборне совершался непременно не только на праздники, но и накануне воскресных дней. Местом его совершения был соборный храм данного города, и к участию в нем обязаны были не только все городские священнослужители, но и так называемые „прибылые попы“, т. е. священники, прибывшие в данный город по каким-либо делам с периферии и задержавшиеся в нем в предпраздничный вечер. Священники городских храмов должны были совершить у себя в церкви вечерню несколько раньше, чем это происходило в соборном храме, и явиться в последний к пению светильничных псалмов. Этот обычай будет понятен в свете того значения, какое имел соборный храм в истории древнерусского города. В соборном храме совершались все важнейшие в истории того или иного княжества церковные акты: интронизация епископа, церковный обряд „посажения“ князя на княжение, соборы, т. е. собрания клира по вопросам вероучения и церковной дисциплины. При соборах главным образом была сконцентрирована деятельность Церкви в области духовного просвещения народа; соборы являлись школами церковного пения. Таким образом собор был центром духовной жизни не только города, но и прилегающей к нему периферии княжества или области.