Святой сказал:

- Да будет тебе известно, что Бог един, - (Тот), который небо и землю сотворил, и человека создал, и все видимое и невидимое Словом и Духом составил. Так что мы, признавая это Слово Сыном Божиим, поклоняясь, веруем, что Он ради нашего спасения в конце (времен) родился от Девы и через распятие, и смерть, и Воскресение род человеческий освободил. И мы веруем, что Он /213б/ придет судить всех живых /И343/ и мертвых, по правде. Веруешь ли в это, философ?

А тот, будто неученый в словах /Б507/ не смог возразить, ужаснулся 43, , как глухой и немой, умолк и только одно сказал:

- Я думаю, так. [273]

И ответил старец:

- Так вставай (и) следуй за мной в церковь, и прими знамение этой веры.

А философ, обернувшись, сказал своим ученикам:

- Послушайте, о мужи. До сих пор я составлял слова с тщанием, слова к словам прикладывал и искусство речи применял . Но когда я услышал, что вместо слова некая сила вышла из уст /213в/ этого старца, не смогли слова мои силе противиться. Ведь ни один человек не противиться Богу. Поэтому если кто из вас может уразуметь, как я уразумел, да уверует во Христа и да последует со мной за этим старцем, в котором говорил Бог. Таким образом, философ, побежденный старцем, возрадовавшись, стал христианином. -Р Л- Пришел же в то собрание и божественный Пафнутий, муж египтянин, и чудотворец, и исповедник, у которого правый глаз Максимиан вырвал. Он, когда собор хотел правило, чтобы клирики не имели жен, отклонил 44 слово как тяжкое, и предложил, чтобы только епископы соблюдали это правило, то есть жен /213г/ не брать. -Л Р- После же долгого и тщательного размышления, все единодушно решили определить: всем исповедовать единосущность православной вере, то есть исповедовать одну и ту же сущность и естество у Отца и Сына. Ее и /Б508/ утвердили с большим согласием, кроме нечестивого Ария [и] других его единомышленников, которых прокляли 318 божественных отцов, и царь изгнал их. -Р Ф- Потом некие мужи - любители клеветы на некоторых епископов клевету написав, подали царю. А он, взяв и связав клевету и перстнем своим запечатав, повелел сохранить. Затем, наказав им жить в мире и согласии, /214а/ клеветнические писания, принеся, на глазах у всех сжег, клятвенно заверив их, что не читал написанного в них, сказав: - Не подобает знать прегрешения иереев и объявлять многим, чтобы не дать предлога для постоянного соблазна предаваться грехам. И добавил: - Если бы я (даже) очевидцем был, если бы видел епископа, блуд творящего, я покрыл бы /И344/ творимое беззаконие полою моей порфиры, чтобы зрелище происходящего не повредило видящим. Так, говорящих благое хваля, а противоречащих мольбою моля (и) к единству подгоняя, /214б/ он установил полное единоверие и единомыслие во всем спорном И так, всех убедив и удостоив иереев великой чести и даров, /Б509/ он всех просил идти каждому в свое стадо. –Ф [275] Первый же собор был в Никее, когда съехались 318 святых отцов, в двадцатый год царствования великого Константина царя. из Рима прибывшие 45 с Сильвестром наместник Вит и Викентий пресвитеры, Митрофан из Византия града, Александр из Александрии, Евстафий из Антиохии, Макарий из Иерусалима - против Ария, который был пресвитером в Александрии. Он (бого)хульствовал, что Бог Слово есть творение и не единосущен Богу Отцу, и утверждал, что было некогда, когда (Его) не было. Собор, свергнув его, /214в/ проклял его и единомышленников его; Сына же собор преславно объявил единосущным Отцу, и Богом истинным, Творцом всего, согласно пророку, сказавшему: "Из чрева прежде денницы Я родил тебя" (Пс 109.3). И дал нам постановление 46 праздновать пасху по установленному обычаю. Ведь раньше некоторые в четырнадцатый (день) луны праздновали. С- А через некоторое время по просьбе сестры своей Констанции он возвратил Ария из изгнания, как якобы раскаявшегося. -С С- Когда Арий вернулся и был спрошен царем, придерживается ли он веры по определению Никейского собора, он поспешно ответил: - Верую так.