«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Святой сказал:

- Да будет тебе известно, что Бог един, - (Тот), который небо и землю сотворил, и человека создал, и все видимое и невидимое Словом и Духом составил. Так что мы, признавая это Слово Сыном Божиим, поклоняясь, веруем, что Он ради нашего спасения в конце (времен) родился от Девы и через распятие, и смерть, и Воскресение род человеческий освободил. И мы веруем, что Он /213б/ придет судить всех живых /И343/ и мертвых, по правде. Веруешь ли в это, философ?

А тот, будто неученый в словах /Б507/ не смог возразить, ужаснулся 43, , как глухой и немой, умолк и только одно сказал:

- Я думаю, так. [273]

И ответил старец:

- Так вставай (и) следуй за мной в церковь, и прими знамение этой веры.

А философ, обернувшись, сказал своим ученикам:

- Послушайте, о мужи. До сих пор я составлял слова с тщанием, слова к словам прикладывал и искусство речи применял . Но когда я услышал, что вместо слова некая сила вышла из уст /213в/ этого старца, не смогли слова мои силе противиться. Ведь ни один человек не противиться Богу. Поэтому если кто из вас может уразуметь, как я уразумел, да уверует во Христа и да последует со мной за этим старцем, в котором говорил Бог.

Таким образом, философ, побежденный старцем, возрадовавшись, стал христианином. -Р

Л- Пришел же в то собрание и божественный Пафнутий, муж египтянин, и чудотворец, и исповедник, у которого правый глаз Максимиан вырвал. Он, когда собор хотел правило, чтобы клирики не имели жен, отклонил 44 слово как тяжкое, и предложил, чтобы только епископы соблюдали это правило, то есть жен /213г/ не брать. -Л

Р- После же долгого и тщательного размышления, все единодушно решили определить: всем исповедовать единосущность православной вере, то есть исповедовать одну и ту же сущность и естество у Отца и Сына. Ее и /Б508/ утвердили с большим согласием, кроме нечестивого Ария [и] других его единомышленников, которых прокляли 318 божественных отцов, и царь изгнал их. -Р

Ф- Потом некие мужи - любители клеветы на некоторых епископов клевету написав, подали царю. А он, взяв и связав клевету и перстнем своим запечатав, повелел сохранить. Затем, наказав им жить в мире и согласии, /214а/ клеветнические писания, принеся, на глазах у всех сжег, клятвенно заверив их, что не читал написанного в них, сказав:

- Не подобает знать прегрешения иереев и объявлять многим, чтобы не дать предлога для постоянного соблазна предаваться грехам.

И добавил: