- Господь разгневался на меня [из-за вас], и презрел меня из-за вас, и не послушал мольбы моей, говоря: ты не войдешь туда (Втор 3.26).

Потому сказал Давид: "И прогневали Его у воды пререканием, и принял зло Моисей из-за них, ибо прогневали дух его, и он противоречил устами своими (Пс 105.32-33). /Б132/ Ведь когда он горевал из-за смерти сестры, они приступили, от водной жажды изнывая 291. Моисей, огорченный несытостью и жестокословием, разгневался, как всякий человек, и, гневаясь на них, усомнился и слово высказал; то же, что при сотворении тельца кроткий в божественном рвении от многой печали претерпел 292, то и при пререкании. Так и кроткий Давид, страдая, говорил: "Печаль объяла меня /67б/ из-за грешников, оставляющих закон Твой" (Пс 118.53). А также: "Увидел я неразумеющих и истаял 293, ибо слов Твоих они не сохранили" (Пс 118.158).

Глава 20

З- Ибо если бы не омрачило его до предела не потрясло его до глубины души печальное это смятение, он не бросил бы из рук и не сокрушил бы богоначертанные скрижали, -З на которых было написано следующее.

"1-е: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2-е: Не сотвори себе идола ни по какому подобию — того, что на небе вверху, того, что на земле внизу, того, что в водах ниже земли; не поклоняйся этому и не служи /67в/ им.

3-е: Не употребляй имени Господа, Бога твоего, всуе.

4-е: Помни день субботний, (чтобы) святить его. [98] 5-е: Почитай отца своего и мать свою, чтобы было тебе благо, и много /Б133/ лет будешь жить на земле. /И105/ 6-е: Не прелюбодействуй. 7-е: Не укради. 8-е: Не убей. 9-е: Не лжесвидетельствуй на ближнего своего лжесвидетельством. 10-е: Не пожелай жены ближнего своего, и не пожелай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни , ни вола , ни подъяремного 294 его, и ничего, что есть у ближнего твоего" (Исх 20.2-17). Уразумей же к этому, какой огонь в его душе разожгла и какое неугасимое пламя произвела смерть брата и какую незаживающую /67г/ неизлечимую язву прибавил ее способ. Как пришлось страдать из-за родственной любви - во-первых, он возводил его на гору, чтобы он умер от Божьего гнева; во-вторых, когда святительскую одежду совлекал и видел его ужасные мучения, и скорбь, и неудержимые слезы, и страдания; в-третьих, разлучение с братом и (лишение) приятных бесед и общения , и одиночество и (отъ)единение. Ибо если даже народ оплакивал его 30 дней, (то) насколько дольше он, не перестававший неудержимо рыдать до конца своей жизни, сжигаемый и мучимый природными чувствами. Но всего удивительнее и более всего достойно сожаления то, что, увидев издалека возлюбленную землю, ради которой он претерпел множество ужасных страданий, и еще больше сокрушаясь сердцем, этот удивительный и добродетельный пастырь отошел, не достигнув /68а/ желаемой земли, из-за непослушания, и жестокосердия, и злонравия пасомых. Итак, где те добродетельные пастыри, /Б134/ пасущие народ непослушный, и жестковыйный, и трудно руководимый, и прекословящий, которые считают, что из-за его мерзости не потерпят никакой беды за многое преступление 295 безумных, или, лучше сказать, от злейшей забывчивости? Если бы они всегда помнили об этом прославленном муже и вместе с ним о праведном архиерее Илии и какую благочестивую и беспорочную жизнь вели и тот и другой, и, заступаясь, от злобы тех, за кого заступались, приняли бедствия, (то) не переставали бы справедливо плакать и /И106/ скорбеть; и или от заступничества за других отказались бы, или учили бы с великим страхом и трепетом, всегда печалясь /68б/ и заботясь об ответе (Богу), по апостольскому наказу тем и другим 296, говорящему: "Повинуйтесь водителям вашим и покоряйтесь. Ведь они пекутся о душах ваших, как обязанные дать ответ" (Евр 13.17). , если такие великие учители приняли бедствия из-за согрешения и порочности неповинующихся 297 обучаемых, как сказано ранее, кто будет выше них похваляться, гордясь и величаясь, и похвалится, что [99] сохраняет власть безбедно, и пустословить, очевидно, не помня, что многие желавшие сверх своих сил спасти многих дурных и непослушных, погубили с ними и себя. Увы мне, окаянному 298, нелепость, и скверность, и зло! Ибо других, как сказал некогда один /Б135 /68в/ из преподобных мужей, не от всех потребуется спасать, себя же — от всех всегда. Потому и Проповедник Христа таким сильным делом и словом предостерегая и утверждая, говорил: "Не приобщайся к грехам чужим. Себя же чистым храни" (1 Тим 5.22), "потому что каждый за себя ответ даст Богу" (Рим 14.12). И это он сказал поистине справедливо и весьма полезно. Ибо он знал, и Писание об этом свидетельствует истинно, говоря: "Спасая спасай душу свою" (Быт 19.17), конечно, каждый, и не иначе. Итак, следует, поистине следует очень удивляться и весьма ужасаться, а вернее, страшиться и дивиться, как такой великий пророк, и законодатель, и боговидец, и к небесным таинствам приобщенный, /68г/ и многих великих благодатей сподобившийся, и различные чудеса сотворивший, тот, кто предпочел, как сказано, "лучше столько лет страдать с народом Божиим, чем иметь временное наслаждение грехом" (Евр 11.25), потом, после стольких страданий, и трудов, и подвигов, и пота, и искушений, и скорбей, согрешив малым прегрешением, лишился, украшенный всеми божественными добродетелями и прославленный делом и словом, обещанной надежды, столько лет ожидая и увидев желаемое. /Б136/ Удивительное чудо, /И107/ что Бог с такой истовостью испытывает святых в делах и словах. Ибо поистине "мало спасаемых" (Мф 22.14) и "усилие есть Царство Небесное, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11.12). Поэтому нет пользы праведнику ни от его прежней праведности, ни от бывшего ранее общения с Богом и дерзновения, если конец /69а/ не согласуется с началом, как ясно показал этот великий и достославный угодник и выше человеческих сил праведник. , очевидно, поэтому справедливо сказал Праведный Судия через пророка: "Если отвратится праведник от праведности своей и сотворит неправду, вся праведность его, которую сделал, не вспомнится. В грехе своем умрет" (Иез 18.24; ср. Иез 3.20, 33.13); и "Праведность праведного не спасет его в день, когда он ошибется" (Иез ЗЗ.12). Видишь, ни его большие лета, ни его многочисленные и разнообразные и превышающие разум добродетельные (поступки), ни постоянные его после этого мольбы и просьбы не умолили Бога; и ни прежняя столь великая слава, ни общение и пребывание (с Богом) не смогли склонить Бога к милости и прощению ошибки, - из-за высокого сана, как ясно из (слов) Соломона. Ведь он говорит: "Суров суд над властителями" (Прем 6.5), а также: "Сильным сильное предстоит /69б/ испытание" (Прем 6.8). /Б137/ Ф- Этим Бог научает нас, что совершенных в добродетели Он сильнее испытывает, и, проявляя долготерпение к прочим людям, совершающим великие беззаконния, [100] святым не делает такого снисхождения. Потому мудрейший Соломон говорит там же: "Ведь меньший достоин милости, а сильные сильно испытаны будут" (Прем 6.6). Господь же говорит: "Кому мало дано, мало потребуют у того, а кому много дано, много потребуют у того" (Лк 12.48). -Ф Итак, поистине уместно сказать об этом: "О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Как непостижимы суды 299 Его и неисследимы пути Его" (Рим 11.33), и "Страшно впасть в руки Бога живого" (Евр 10.31), и "Страшно лицо Господне для творящих зло" (1 Петр 3.12), ибо /69в/ "как велика милость Его, так велико и обличение Его" (Сир 16.13), "Ибо милость, и гнев - от Него, и на грешниках почиет ярость Его" (Сир 5.7). Поэтому "даже ангелов согрешивших не пощадил" (2 Петр 2.4), как писано. Что же в таком случае скажем мы, преисполненные тысячами зол и столь далекие от Его добродетели, сколь земля от неба, и ежедневно и ежечасно гневающие Бога делами и словами? Так что пусть никто /И108/ не хвалится своими добродетелями, истинными или мнимыми, и не пребывает беспечным, /Б138/ думая, что уже держит в руках плоды своих добродетельных трудов 300 или является полным и бесспорным обладателем венца, но лучше пусть всегда будет трезвым и смиренным /69г/ до смерти и считает, что не сохранил ни одной заповеди, даже если он обладает всеми добродетелями воздержания 301 и поднялся до самой вершины добра. если и тот боголюбивый святовидец 302 и всей вселенной [равный] 303 и даже больший - которого "весь мир не достоин" (Евр 11.38), как сказано; "Бог говорил лицом к лицу, как если бы кто говорил с другом своим" (Исх 33.11); которому Он сказал: "Я видел 304 тебя более всех" (Исх 33.17); с которым Он беседовал лично, а не в явлениях, не во снах, не через ангелов, не притчами; после стольких добрых дел и великих подвигов и такой мудрости и трезвения, чуть-чуть задремав, не получил прощения, - как же нам, которые и следа таких добродетелей и разума не стяжали, не бодрствовать, и (не) рыдать, и (не) оплакивать себя всегда, и (не) считать /70а/ непригодными рабами? Поэтому, предостерегая [нас], Господь говорил: "Когда все, что повелено вам, исполните, говорите: Мы непригодные рабы, что должны были сделать, сделали" (Лк 7.10). И, зная это, /Б139/ божественный Исайя говорил Богу: "Вся праведность наша - как сукно разодранное (Ис 64.б) пред Тобой". Так же и святой и добродетельный певец Давид говорил: "Я сказал Господу: Ты , Бог мой, потому что благ моих не требуешь" (Пс 15.2). Потому он и учит, говоря: "Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом" (Пс 2.11), "да не прогневается Господь, и да не погибнете с пути праведного, когда возгорится вдруг ярость Его" (Пс 2.12). Так и говорящий от Бога Павел, увещевая 305, говорит: "Со страхом и трепетом свое спасение совершайте" (Флп 2.12) и: "Думающий, что он [101] стоит, пусть бережется, чтобы не упасть" (1 Кор 10.12). Об этом каждый /И109/ [из них] говорил, уча даже самых /70б/ безупречных не уповать на свое благочестие и не оставлять ни рассудительности, ни смирения, [ни великого страха] до самой смерти, потому что и за пустое слово и помышление ответ дадим и "по словам нашим оправданы будем и осуждены" (Мф 12.37), как притча о фарисее [и] мытаре (Лк 18.9-14) ясно показывает, что каждый из них в себе и в сердце говорит, одного представляя осужденным, а другого оправданным. [А] что дурные мысли и помыслы будет судить Господь, послушай, как говорит Бог через Исайю: "Дела и мысли их Я приду собирать" (Ис 66.18). Об этом и Давид говорит: /Б140/ "Зачем нечестивый прогневал Бога? Ведь сказал в сердце своем: Он не взыщет прегрешения мои" (Пс 9.34). Он же совершенно [справедливо] говорит ему: "Обличу тебя и представлю перед лицом твоим грехи твои" (Пс 49.21). /70в/ И до этого об этом же говорит Писание: "[И] увидел Господь Бог, что преумножились злодеяния человеческие на земле и каждый помышляет в сердце своем злое все дни, и сказал: Истреблю человека, которого Я создал, с лица земли, ибо Я раскаялся, что создал [его]" (Быт 6.5-7). Затем, после потопа, когда умилостивился человеколюбивый Бог, Писание добавляет, говоря: "И сказал Бог, подумав: Не буду больше проклинать землю за дела человеческие, потому что помышления человека направлены на зло от юности его" (Быт 8.21). как женщины от сочетания рождают, и если здоровые будут тела, такие же и рождаются, а если испорченные, повторяют естество родителей, так и помыслы: если сочетаются благие - такие же бывают и плоды, если же /70г/ дурные, а ты не обращаешь внимания, то большой от этого примешь вред, о читатель. /И110/ Послушай же, что говорит пророк о добрых помышлениях: "От страха Твоего, Господи, мы приняли во чреве, и помучились, и родили дух спасения" (Ис 2б.18) о скверных: "Яйца аспидовы извергли и ткут паутину" (Ис 59.5).