Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Христа приобрящет (ср.: Флп. 3, 8). Споспешником ему в этом спасительном деле был тот же добрый священник села Головинщина отец Трофим, укрывший его от преследования домашних, которые после этого уже долгое время не имели о нем никакого слуха.

Духовная роспись Добринского духовного правления Рязанского наместничества Раненбургской округи. Семейство Мефодия и Феодосии. За 1787 год метрической книги Илариону 13 лет. Метрик о рождении не найдено.

На самом деле точная дата рождения старца неизвестна, но, судя по тому, что умер он в 1853 году примерно в возрасте 90 (по другим сведениям, 95, 100) лет, год рождения приходится на кон. 50-х - нач. 60-х годов XVIII в.-

Ред.

Неделя после Пасхи, которая называется еще Светлой седмицей.- Ред.Игры с пасхальными яйцами (катанье, битье) по русской народной традиции начинались со Светлой седмицы и продолжались до недели Всех святых.- Ред.Спиридону Васильевичу Дынникову, скончавшемуся в апреле 1873 года.См.: Пс. 2, 11.- Ред.См.: Добротолюбие. Том 5. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, гл. 30.Здесь слово «миролюбивый» имеет отрицательный смысл: «любящий мирское, суетное».- Ред.Глава IIГотовность отца Илариона служить Господу всем сердцем.- Препятствия к тому со стороны мира.- Твердая вера подвижника в Промысл Божий.- Отец Иларион является во сне и наяву Евфимии Григорьевне Поповой и повелевает ей идти в Киев, и сам вперед является там. Поступление отца Илариона в один из монастырей Рязанской губернии.- Оставление им монастыря вследствие доноса жены его и возвращение в родной край.- Отец Иларион в келлийке близ села Каликина.- Желание его поступить в общежительный монастырь.- Евфимия Григорьевна старается отклонить его намерение, но отец Иларион, с согласия жены своей, все-таки поступает в Раненбургскую Петропавловскую пустынь.- Пострижение его в рясофор с именем Иларий.- Вследствие запутанных обстоятельств изгнание его из обители. Пришлец аз есмь на земли. Пс. 118, 19Как древние борцы или бойцы отлагали свои одежды, чтобы не препятствовали их ловкости в ратоборстве, и обнаженные вступали с подобными себе в борьбу или бой, так блаженный Иларион - крепкий воин Царя Небесного - обнажился от всех привязанностей к миру сему, дабы тем удобнее было ему вести долговременную, непрестающую, непримиримую и притом жестокую брань, и не с одним борцом, себе подобным, а с целым полчищем свирепых, лукавых невидимых врагов.Впрочем, хотя в душе он оставил мир и пристрастия к нему, но мир не оставил его. Родственные, супружеские узы, подобные, по замечанию святого Лествичника, оковам на руках и ногах[1], не давали ему полной свободы действовать по влечению своего боголюбивого сердца на избранном им поприще. Скоро мы увидим, какие он понес скорби от неразумной жены своей, подстрекаемой злобным диаволом. Самое главное с ее стороны затруднение для подвижника Илариона состояло в том, что он по выходе из дома родительского долгое время нигде не мог найти для себя постоянного местопребывания. Затруднение это, кроме других неблагоприятных обстоятельств, тем еще более увеличивалось, что он ушел тайком от родителей, без всякого вида[2], следовательно, во всякое время подвергался опасности быть схваченным, судимым, осужденным и чем-либо наказанным. Но, раз вверившись водительству Промысла Божия, он небрег о всех видимых опасностях и, подобясь Господу своему, не имевшему в земной жизни где главы подклонить, долгое время переходил с места на место по указанию обстоятельств, в которых ясно видел о себе волю Божию.Куда же раб Христов направил стопы свои по уходе из родительского дома? И что было в это время с домашними его? Как обыкновенно, встревоженные тайной отлучкой Илариона неизвестно куда, они старались по возможности отыскать его, но, видя, что поиски тщетны, оставили этот труд. Некоторое время спустя посторонние люди видали отца Илариона в разных местах: то в соседнем с Зенкиным селе Каликине, то по пути к Киеву, то, наконец, в самом Киеве. Это было так.