Значение Православия в жизни и исторической судьбе России

Значение Православия в жизни и исторической судьбе России

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

"Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).

АннотацияЗначение Православия в жизни и исторической судьбе России (Проф. А.А.Царевский). Полный текст уникальной книги профессора Царевского, изданной в 1898 году. Книга написана 100 лет тому назад очень наблюдательным ученым. Она особенно ценная, так как дает нам взгляд на русских людей и Россию того времени. С тех пор прошло 100 лет, и Россия и русские пережили несколько катастроф, в которых потеряли свыше ста миллионов душ. Многое что изменилось, и сам русский человек тоже изменился, но все-таки несмотря на все это многое, то что написано профессором Царевским, все еще применимо и относится и к нашему времени. Книга дополнена заглавиями и подзаглавиями, и поэтому она становится учебником и справочником по вопросу влияния Православной веры на жизнь и людей в Православной России. Она может быть очень полезной педагогам, преподавателям, духовным отцам, а также и боголюбивым мирянам. Пожелаем ей самого широкого распространения. Обязательное чтение для каждого русского православного человека.ПредисловиеМногоуважаемый читатель, Вы держите в Ваших руках новое издание замечательной книги профессора Алексея Александровича Царевского. Эта работа была издана в Казани в 1898 г. и является лучшим трудом на тему влияния православной веры на русскую жизнь и культуру. Книга профессора Царевского написана 100 лет тому назад очень наблюдательным ученым. Она особенно ценная, так как дает нам взгляд на русских людей и Россию того времени. С тех пор прошло 100 лет, и Россия и русские пережили несколько катастроф, в которых потеряли свыше ста миллионов душ. Многое что изменилось, и сам русский человек тоже изменился, но все-таки несмотря на все это многое, то что написано профессором Царевским, все еще применимо и относится и к нашему времени. По Промыслу Божию она появилась снова, как раз тогда, когда русские люди праздновали 1000-летие крещения Руси и старались осознать значение Православия в жизни России, русского народа и вообще каждого русского человека. О профессоре Царевском "Полный православный богословский энциклопедический словарь" (издание СПб) писал так (Том II, стр. 2310): "Царевский, Алексей Александрович-духовный писатель, родился в 1855 г., кончил Казанскую духовную академию, где и состоит теперь профессором славянскаго языка, палеографии и истории русской словесности, написал: "Посошков и его сочинения", "С. Я. Надсон и его поэзия, мысли и печали", "Значение православия в жизни и исторической судьбе России", "Значение просветительных трудов св. Кирилла и Мефодия в славянорусской жизни и истории", "Светлое Христово Воскресение и празднование его в церкви православной", "О священной поэзии православнаго христианскаго богослужения" и многие другия". Автор этого издания разработал его так, чтобы книга могла стать учебником и справочником по вопросу влияния Православной веры на жизнь в Православной России. Таким образом эта книга может быть полезной педагогам, преподавателям, духовным отцам, а также и всем боголюбивым мирянам. Пожелаем ей самого широкого распространения. Очень интересно, символично и знаменательно, как происходят издания этой книги. Работа над ними захватывает 100 лет, несколько поколений и церковных юрисдикций. Все они в области христианской проповеди, любви к Господу Богу и Православию едины. Так вот, эта книга, изданная впервые в 1898 г. в Казани, была найдена в библиотеке одного известного американского университета в 1980-ых годах русским ученым монахом о. Архимандритом Амвросием (Пагодиным) в Калифорнии. Отец Амвросий снял с нее ксерокопию и переслал в Монреаль, в Канаду, Митрополиту Виталию, Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому. Митрополит ее переиздал в 1986 г. - как раз в преддверие 1000-летия крещения Руси. В 1991 г., Научно-издательский центр "Альфа" в Санкт-Петербурге переиздал ее по новой орфографии. Пишущий эти строки, автор этого издания, для лучшей наглядности материала написал заглавия для подглав и заголовки-резюме для каждого абзаца в книге. Оглавление для подглав и абзацев и сама книга долгое время были отдельно друг от друга. В 1997 г. при содействии о. Протоиерея Стефана Павленко в Калифорнии был приготовлен учебник-справочник, который сейчас находится в Ваших руках. При издании этого труда помогали и сотрудничали многие лица которых просто нет возможности каждого отдельно назвать. Автор этого издания от всей души и всего сердца приносит всем им глубокую благодарность. Итак, как уже было сказано выше, несколько поколений, в разных странах и церковных юрисдикциях, трудились для издания этих книг. Пользуясь настоящим изданием, все работающие на ниве Господней, светские педагоги и вообще каждый человек смогут быстро и просто найти описание влияния Православной веры на разные области жизни русского человека во славу Божию. Дай Бог, чтобы этот труд помог воздвигнуть Храмы Господни на Руси и снова освятить и просветить ее светом Православия. Автор-составитель издания 14/27 сентября 1997 года Воздвижение Креста ГосподняВведениеКаждый русский человек при встрече с иностранцами, в особенности с Запада, чувствует и замечает что мы - русские - во многом отличаемся от них. Наше мышление, мировоззрение, характер, интересы и общие черты другие. Иностранцы тоже это подмечают и дают нам эпитеты вроде "сумасшедший русский" (crazy Russian), или "загадочная русская душа" или "каждый русский является религиозным философом" (every Russian is a religious philosopher) или просто "ты такой смешной" (you are so funny). Так в чем же дело? Разгадка русского человека в том, что Православная христианская вера воспитала его характер и стала основой его мировоззрения и культуры. Поэтому и разница между русским человеком и западным чаще всего бывает из за того что у русского подход бывает более христианский. Многие русские духовные отцы, а также и светские писатели и мыслители об этом говорили и писали. Но все это было коротко или просто отдельные мысли и намеки. Есть несколько трудов, которые затрагивают эту тему, но нет хорошо разработанной книги. Книга профессора А.А.Царевского является исключением. Предлагаемая читателю книга есть переиздание работы профессора А.А.Царевского. Это прекрасно написанный труд, который затрагивает всю жизнь русского человека и наглядно показывает влияние Православной веры на него. Книга написана с большим чувством и любовью к русскому человеку, его культуре и стране, в которой он живет - России. Настоящее издание для наглядности и удобства дополнено заглавиями подглав и заголовками-резюме абзацев. В книге подробно описываются все отрасли жизни страны и характер русского народа. В ней четыре главы: (I) Влияние на политическую судьбу России, (II) Влияние на внутреннюю жизнь Руси, (III) Влияние на характер русского человека и (IV) Основные свойства русского человека. Книга была написана для верующего, православного христианина, живущего по своей вере и знающего Закон Божий, историю Церкви Христовой, жития святых и т.п. Не знающим всего этого, она будет трудной. Кроме того, мы живем во время когда люди крайне неосведомлены о христианстве. Часто говорится, что все религии учат одно и то же, и что разницы между ними мало. Поэтому напомним читателю об основном в Православном христианстве. Иисус Христос учил об Едином Господе Боге, Создателе всего мира, Праведном и любящем Отце, Промыслителе, Который нас создал и дал нам заповеди о том, как жить. Господь нас учил что нужно жить по этим заповедям, нужно честно трудиться, почитать родителей, нельзя убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать и завидовать, и самое главное - нужно посвящать время Богу. Это были знаменитые Десять Заповедей, которые были даны древним евреям еще до Иисуса Христа. Иисус же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти (Матф. 5-7). Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Учение было настолько праведно, глубоко и очевидно и для тех языческих времен необычно, что было ясно, что оно исходило не от человека. Учение Иисуса Христа содержало семена для здоровой культуры и цивилизации человеческого общества. Оно быстро распространилось по всему миру и стало фундаментом для законов, нравственности и жизни всех народов. Поэтому эта новая культура начала называться "христианской", а народы "христианскими". В мире английского языка есть выражение "это есть Библия" (this is the Bible) что значит: это содержит все, здесь есть все, это есть основа всего. Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир - где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность - под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры. Тоже напомним читателю, что Православная Христианская Церковь и православное христианство - это та Церковь и то христианство, которое начато Иисусом Христом и потом по Его желанию продолжено апостолами. В самом начале определились пять древних Церквей: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская и Константинопольская. Позже эти матери Церкви создали другие дочери Церкви, которые тоже стали самостоятельными и равноправными. Таким образом сейчас существуют еще и Болгарская, Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Синайская, Церковь на острове Кипр и другие Церкви. В христианском Символе веры (краткое определение того, во что верят христиане) говорится что Церковь "соборная". Все Церкви были равны между собой и общего управления у них не было. Общие вопросы решались на собраниях, которые назывались Вселенскими Соборами. В течение первого тысячелетия учение Церкви утвердилось на семи Вселенских Соборах. В 1054 г. от Православной Христианской Церкви отделилась Римская (так называемые католики, которые претендуют на первенство в Церкви). От нее, в 1517 г., отделились протестанты, которые потом - из за неопределенности учения - разделились на массу отдельных групп (сект). В настоящее время, в 1998 г., их свыше 22.000. Православная Церковь не признает сектантов за Церкви, а только как христианские общества. Православная Христианская Церковь сохранила подлинное учение Иисуса Христа и отличается полнотой учения. Другие Церкви и группы постепенно отошли от первоначального христианского учения, и у них оно очень "разбавленное" и искаженное. АНМГлава I. Значение православия во внешней политической судьбе России