Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский.

Помилуй нас, Господи, своевольных!

На втором месте для новоначальных ставит батюшка труд, в чем бы он ни состоял: Благословляю им, т.е. Дивеевским сестрам, как от сна встают, тут же за работу; читая про себя, хотя бы и на ходу, мое правильце; если так сотворят, спасутся.

Если есть рукоделие, давал он после наставление монаху, занимайся оным; если находишься в келье, не имея рукоделия, всячески прилежи чтению, а наипаче Псалтири: старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме. Если зовут на послушание, иди на оное. И сам он никогда не пребывал без дела, не допускал себя до праздности. Если был свободен от послушаний и молитвы, то удалялся молча в келью и там принимался за какое-нибудь дело: то вырезал кипарисовые кресты, то читал Слово Божие или творения Святых Отцов или Жития святых. Кроме Библии и Четий-Миней, у него были творения святого Василия Великого, преп.Макария Египетского, Иоанна Лествичника, Маргарит, Добротолюбие и др.

На чтение он тоже смотрел как на особый подвиг, который называл бдением. Евангелие и послания Апостолов он читал пред иконами и непременно стоя, в молитвенном положении.

Душу надо снабдевать, питать Словом Божиим, говорит он, всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири; это делать подобает стоящему. Псалтирь он дозволял, впрочем, читать иногда и сидя. От сего чтения бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. Кроме того, читающий Священное Писание принимает в себя от сего теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова. Более же всего оное делать должно для себя, чтобы приобрести мир душевный по учению псалмопевца: Мир мног любящим Закон Твой, Господи (Пс.118,165).

Несомненно, преподобный все это говорил с собственного опыта. А однажды он даже изрек необычайное пророческое увещание о чтении: Очень полезно... прочитывать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостью, но исполняет его дара разумения. И мирянам он заповедовал читать слово Божие. Что читать? спросил его один посетитель. Евангелие, ответил батюшка: по четыре зачала в день, каждого Евангелиста по зачалу.

После труда и чтения преподобный дает новоначальным наставление уже о молитве; и говорит точно то самое, что он слышал еще из уст Досифея и в чем сам подвизался непрестанно: Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве к Иисусу Христу. За рукоделием, или будучи где-либо на послушании, наставляет он монаха, твори беспрестанно молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного. В молитвах внемли себе, т.е. ум собери и соедини с душою. Сначала день, два и множая твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своея и соединит в тебе оную в един дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно, и всегда будет с тобой, наслаждая и питая тебя... Когда же будешь содержать в себе сию пищу душевную, т.е. беседу с Самим Господом, то зачем ходить по кельям братии, хотя кем и будешь призываем? Истинно сказую тебе, что празднословие сие есть и празднолюбив.

Что касается церковной молитвы, то преподобный давал такой совет: В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, с внутренним вниманием; открывать же очи разве тогда, когда уныешь, или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи должно обращать на образ и на горящую пред ним свещу.И сам он стоял в церкви, закрывая очи. При этом приходил к богослужению раньше других и никогда не выходил прежде окончания его. Что касается подвигов, то в первое время своего монашества он, хотя держал себя в общем непрестанном и строгом воздержании, но не выходил из меры. И других учил потом так же по общему святоотеческому наставлению о царском пути: Выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг плоть наша был верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем.Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим других. Однако нужно не обленяться и побуждать себя к лучшему. В частности, относительно, например, сна преподобный говорил одному иноку: Каждый день непрестанно, в нощи спи четыре часа: 10-й, 11-й, 12-й, и час за полунощь; аще изнеможешь, можно вдобавок днем спать. Сие держи неизменно до кончины жизни: ибо оно нужно для упокоения головы твоей. И я с молодых лет держал таковой путь. Мы и Господа Бога всегда просим о упокоении себя в нощное время. Аще тако будешь хранить себя, то не будешь уныл, но здрав и весел.Впоследствии другим, более немощным, он позволял спать ночью даже 6 часов, а при утомлении еще советовал и после обеда немного отдыхать.Равным образом держался умеренности послушник Прохор в пище: Чтобы наложить на себя строгое правило воздержания во всем, или лишать себя всего, что может служить к облегчению немощей, сие вместить не всякий может... Иначе... изнемогшу телу, и душа ослабевает. В частности: По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, говорил он, пищу употребляй один раз в день; и Ангел Господень прилепится к тебе. Для других дней советовал такое правило: За обедом ешь довольно; за ужином повоздержись. Чревоугодие не монашеское дело. А Дивеевским сестрам он вообще давал снисходительное наставление, чтобы они кушали не стесняясь, когда и сколько угодно, хотя бы даже и ночью; лишь бы были послушны, да никогда не жили в одиночку, ни в келье, ни в дороге. Впрочем, он считал, что женщины, по слабости своей, вообще менее способны на суровые подвиги воздержания. Но, кроме того, он не хотел наложить лишней тяги греха на чью-либо душу в случае неисполнения строгого поста или обетов: Аще кто может, тот и исполняет. Даже о среде и пятке некоему монаху он сказал условно: Аще можешь, вкушай, но однажды. Тело же, изможденное подвигами или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос, по воскрешении дщери Иаировой от смерти, тут же повелел ей есть (Лк.8,55). А когда человек придет в мирное настроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума; Сей мир как некое бесценное сокровище оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею (Ин.14,27).О нем также говорит и Апостол: и мир Божий... да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил.4,7). Для сего он прежде всего советовал погружать ум внутрь себя и иметь делание в сердце своем, тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении. Затем должно приучаться оскорбления от других переносить равнодушно... как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью Самого Бога.