Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский.

Что касается церковной молитвы, то преподобный давал такой совет: В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, с внутренним вниманием; открывать же очи разве тогда, когда уныешь, или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи должно обращать на образ и на горящую пред ним свещу.

И сам он стоял в церкви, закрывая очи. При этом приходил к богослужению раньше других и никогда не выходил прежде окончания его. Что касается подвигов, то в первое время своего монашества он, хотя держал себя в общем непрестанном и строгом воздержании, но не выходил из меры. И других учил потом так же по общему святоотеческому наставлению о царском пути: Выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг плоть наша был верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем.

Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим других. Однако нужно не обленяться и побуждать себя к лучшему. В частности, относительно, например, сна преподобный говорил одному иноку: Каждый день непрестанно, в нощи спи четыре часа: 10-й, 11-й, 12-й, и час за полунощь; аще изнеможешь, можно вдобавок днем спать. Сие держи неизменно до кончины жизни: ибо оно нужно для упокоения головы твоей. И я с молодых лет держал таковой путь. Мы и Господа Бога всегда просим о упокоении себя в нощное время. Аще тако будешь хранить себя, то не будешь уныл, но здрав и весел.

Впоследствии другим, более немощным, он позволял спать ночью даже 6 часов, а при утомлении еще советовал и после обеда немного отдыхать.

Равным образом держался умеренности послушник Прохор в пище: Чтобы наложить на себя строгое правило воздержания во всем, или лишать себя всего, что может служить к облегчению немощей, сие вместить не всякий может... Иначе... изнемогшу телу, и душа ослабевает. В частности: По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, говорил он, пищу употребляй один раз в день; и Ангел Господень прилепится к тебе. Для других дней советовал такое правило: За обедом ешь довольно; за ужином повоздержись. Чревоугодие не монашеское дело. А Дивеевским сестрам он вообще давал снисходительное наставление, чтобы они кушали не стесняясь, когда и сколько угодно, хотя бы даже и ночью; лишь бы были послушны, да никогда не жили в одиночку, ни в келье, ни в дороге. Впрочем, он считал, что женщины, по слабости своей, вообще менее способны на суровые подвиги воздержания. Но, кроме того, он не хотел наложить лишней тяги греха на чью-либо душу в случае неисполнения строгого поста или обетов: Аще кто может, тот и исполняет. Даже о среде и пятке некоему монаху он сказал условно: Аще можешь, вкушай, но однажды. Тело же, изможденное подвигами или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос, по воскрешении дщери Иаировой от смерти, тут же повелел ей есть (Лк.8,55).

А когда человек придет в мирное настроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума; Сей мир как некое бесценное сокровище оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею (Ин.14,27).

О нем также говорит и Апостол: и мир Божий... да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил.4,7). Для сего он прежде всего советовал погружать ум внутрь себя и иметь делание в сердце своем, тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении. Затем должно приучаться оскорбления от других переносить равнодушно... как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью Самого Бога.

Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по Псалмопевцу: смятохся и не глаголах (Пс.76,5).Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других...; А чтобы избавиться осуждения, должно внимать себе... и спрашивать: где я? В особенности же для мира душевного должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха: Печаль бо многих уби, и несть пользы в ней (Сир.30,25).На этом радостном духе подобает остановиться с особым вниманием в жизни преподобного: он был отличительным свойством его, особенно впоследствии. Но не без борьбы достался даже ему сей благодатный дар, столь спасительный для притекавших потом к нему страждущих душ. Есть основание думать, что бес уныния нападал в начале монашества и на него самого.Трудно, говорит преподобный, избежать этой болезни начинающему жизнь монашескую, ибо она первая нападает на него. Потому прежде всего и должно остерегаться ее.Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от сего рождается всякое зло... происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселения из места в место. Несносным становится и место жительства, и живущие с ним братия. Тогда демон скуки внушает монаху помыслы выйти из кельи и с кем-нибудь поговорить. И монах становится подобным безводному облаку, гонимому ветром. А иногда, наоборот, злой дух печали, овладев душою, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования, она убегает людей, как виновников ее смущения; и не понимает, что причина болезни внутри ее: душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленною, не может спокойно принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы.Можно думать, что нападал этот злой дух уныния и на преподобного. Но он сразу и решительно находил выход из него. Первое врачевание, при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей, есть смиренномудрие сердца, как учит святой Исаак Сирин. Другое врачевство видел он в труде и подвигах: Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением; потому что и рождается она от малодушия, и праздности, и празднословия.Оба же эти пути сводятся прежде всего к простому безропотному исполнению послушания: Здесь и смирение и подвиг. Прежде всего, говорил преподобный, должно бороться против уныния посредством строгого и беспрекословного исполнения всех возлагаемых на послушника обязанностей. Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке. И так послушание есть лучшее врачевство против сей опасной болезни. А все это вместе взятое ведет к последнему исцелению духовных болезней к бесстрастию: Кто победил страсти, тот победил и печаль.