Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты

Оккультная терминология употребляется С.В.Поповым как нечто само собой разумеющееся в методических указаниях для учителя: "Не рекомендуется ставить кровать в геопатогенных зонах (ГПЗ). Способы определения таких зон в квартире можно найти в соответствующей литературе. Никогда не ложатся спать в ГПЗ собаки; кошки, наоборот, предпочитают лежать в ГПЗ с открытыми глазами, забирая из нее "плохую" энергию. Не рекомендуется ставить кровать в угол читается, что в углах происходит "высасывание" энергии из тела человека" [27]. Вот уже и "энергетические вампиры", и "барабашки" появились на пороге школы. . . Что же касается "соответствующей литературы" она, конечно, упоминается. В списке рекомендованной литературы встречаем: Малахов Г. П. Целительные силы. тт. 1-3; Осава Дж. Макробиотический Дзэн. "Детка" Порфирия Иванова, конечно, также присутствует и в этом валеологическом пособии (сс. 228 и 122).

Может быть, не все валеологи оккультисты. Может быть, не в каждой валеологической программе спрятана агни-йога и "герметизм". Однако что поделать с тем обстоятельством, что пока большинство источников по валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой? Новосибирская епархия подготовила записку-предупреждение о валеологии, тревожась из-за того, что "почти во всех школах введены обязательные уроки валеологии... Вопреки утверждениям непосвященных рядовых валеологов, мировоззренческая концепция валеологии имеет религиозный оттенок, причем антихристианского характера".

Понимаю, что в ответ на эти недоумения валеологи будут заявлять, что их оболгали. Некоторые преподаватели валеологии будут указывать на самих себя и уверять: "Ну какой же я оккультист? Я честный атеист, безрелигиозный ученый!" (А кто-то даже назовет себя христианином.) Другие начнут цитировать валеологические программы и учебники, открывать их на страницах вполне здравых, безобидных и даже талантливых, и говорить: "Вы видите, против чего выступают эти православные фанатики!" И будут не правы.

Потому что выступаю я не против отдельных здравых мест, а против совсем других именно тех, которые я процитировал выше. Если вся книга наполнена умилительными описаниями природы, но одна из глав откровенно рекламирует наркотики это уже достаточное основание для того, чтобы не приносить ее в школьные классы. Если человек не нарушал никаких статей уголовного кодекса, кроме одной скажем, деторастления, то это уже вполне достаточный повод для его изоляции от детей.

Примечания

1. Диакон Андрей Кураев профессор, кандидат философских наук, кандидат богословия, сотрудник кафедры религиоведения МГУ им. Ломоносова. Статья печатается с сокращениями, полный текст статьи см.: Кураев А., диакон. Школьное богословие. Издание второе. - М., 1999. - С. 104-132. ^

2. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. - СПб., 1997. - С. 259. ^

3. Там же. - С. 191. ^4. Там же. - С. 84. ^5. Поймандр 9-10 // Знание за пределами науки. - М., 1996. - С. 20-21. ^6. Татарникова Л.Г. Там же. - С. 233. ^7. Там же. - С. 70. ^8. Там же. - С. 174. ^9. Там же. - С. 133. ^