Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

43 По Nau, этот монастырь в 4-х милях от Евфрата, был монастырь Анании, упоминаемый Бар-Эбреем, находившийся возле г. Каллиника, ибо этот город на Евфрате и этот монастырь отмечают уже около половины VI века. Иоанн Ефесский помещает его близ Суры (Commentarii de beatis orientalibus, pp. 164, 207).

44 Будучи еще в детском возрасте, он, играя на вершине горы, встретил леопарда. Обвязав шею этому зверю, он привел его к своему монастырю и на вопрос его наставника, что это такое у него, ответил: кошка. После этого наставник, прозревая в отроке величие его будущих добродетелей, возвел его на столп (Hist. eccl. еd. Bidez, pp. 239, 6-15; рус. пер., стр. 308).

45 Были столпники в это время и в других местах, в частности возле Константинополя, как показывает пример Даниила Столпника, что в Анапле.

46 Procopius, (ed. Bonn, pars II), vol. I, p. 33-35.

47 В римском мартирологе память этого Иакова указывается 6-го августа, но у нас такого святого Иакова Месопотамского, который жил бы в конце V и в начале VI веков, нет (см. у арх. Сергия, Полный месяцеслов Востока, указатели).

48 Patrol. Orient. II. р. 214.

49 Райт, в переводе Коковцева, стр. 38, Duval, p. 339.

50 Об юродстве о Христе и Христа ради юродивых существует книга свящ. И. Ковалевского (Москва, 1900). 51 I, 21; еd. Bidez, p. 31; рус. пер., стр. 48. 52 IV, 34; еd. Bidez, р. 182; рус. пер., стр. 231-234. Юродство в смысле подвига смирения, доведенного до последней ступени, встречалось и раньше, правда, в очень редких случаях. См. сообщения преподобного Ефрема Сирина и Палладия Еленопольского в Лавсаике о юродивой в женском Тавеннисиотском монастыре. Ср. статью прот. К.С. Кекелидзе "Эпизод из начальной истории египетского монашества", Труды Киевской Духовной Академии. 1900 г. Янв. и февр. 53 Mansi, 883-890. 54 См. снимки развалин в конце книги Ф.И. Успенского "Археологические памятники Сирии", а также в книге Шарля Диля "Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке", франц. и рус. изд., кн. III, гл. 3. 55 Археологическое описание монастыря святого Симеона Столпника, о постройках которого говорит еще Евагрий (I, 14; ed. Bidez, p. 24, рус. пер., стр. 36), приведено в следующих сочинениях: Vogьй, Syrie Centrale. Architecture, I, p. 128 sq. 141 sq. pl. 114 sq. 139-150; Ф.И. Успенский, op. cit.; Cabrole, Diction-naire d `archйologie I, 2380 sq.; Н.Ф. Красносельцев. Очерки по истории христианского храма. 56 Chabot, II, 2, p. 243. 57 То есть, нет упоминания в подписях, но есть случайное упоминание в соборных документах. Mansi, VIII, 1130 C. 58 Evagr. Hist. eccl. I, 14; ed. Bidez. 59 Mansi, VIII, 890 Е. 60 Подписи архимандритов этих монастырей сделаны большей частью на сирийском языке. 61 Acta Ss. Febr. T. III. p. 134. 62 Архиепископ Сергий. Полный месяцеслов Востока II, 48 б. 63 Ф.И. Успенский. Археологические памятники Сирии, стр. 11.