Священномученик Андроник (Никольский)-СТАНЕМ ДОБРЕ, СТАНЕМ -СО СТРАХОМ, ВОНМЕМ-Письма архиерея к иереям-СОДЕРЖАНИЕ-1 I.

Священномученик Андроник (Никольский)

СТАНЕМ ДОБРЕ, СТАНЕМ

СО СТРАХОМ, ВОНМЕМ

Письма архиерея к иереям СОДЕРЖАНИЕ * 1 I. Требования времени * 2 2. Наша народная русская культура есть культура духа * 3 3. Духовное пастырствование на почве русского народного духа * 4 4. Отрицательные черты в наблюдаемой современной действительности * 5 5. Глубокая вера и чувствительная совесть у народа, мятущаяся при недостатке пастырского руководства * 6 6. Постепенность и жизненность пастырских начинаний * 7 7. Проповедь Евангелия жизни * 8 8. Содружество ревнителей веры и жизни по вере * 9 9. Благотворительность * 10 10. Народная школа * 11 11. Библиотека, читальня и вообще о печатном слове * 12 12. Борьба с пьянством * 13 13. Народные богомоления и паломничества * 14 14. Приходские праздники * 15 15. Нынешний соблазн о видимости сектантского благочестия * 16 16. Священник-миссионер * 17 17. Различные обнаружения церковности в деревне и в городе * 18 18. Евангелие Христово должно быть закваской всей жизни по нему * 19 19. Оцерковление жизни во всех ее отправлениях * 20 20. Благодатная почва для Евангелия в духе русского народа * 21 21. Пастырские посещения домов прихожан * 22 22. Научение обрядам и обычаям церковным * 23 23. Тайна христианского благочестия – воодушевление пастыря Церкви I. Требования времени Смута первых годов настоящего столетия затронула всю русскую жизнь и действительность. Со всех сторон раздаются жалобы на вольнодумство в народе, упадок веры, на сектантское брожение, на упадок жизни и нравов, на развал семьи, на озорство и хулиганство, на вольность и дерзость молодежи. Но за последнее время подмечается всеми и другое явление – обратное: замечается пробуждение духовной жажды в народе, почему и храмы Божии уже начинают заполняться, с вниманием народ слушает проповедь пастырскую, охотно посещает религиозно-нравственные чтения. Этим пробуждением духовной жажды после минувшего освободительства в значительной степени объясняется и успех разного рода сектантства. Таким положением дела и надлежит воспользоваться пастырям Церкви Христовой как можно усерднее, чтобы православный народ, не найдя от нас ответа на свои духовные вопросы, не ушел на страну далече – к разным лжеучителям. Принять нужно во внимание и весьма малую осведомленность народную, как в городах, так и в деревнях, с основными даже истинами христианского упования. Едва ли всякий сумеет толково рассказать – во что и как он верует. Нередко приходится видеть неисправность и внешнюю обрядовую. Многие не знают самых употребительных молитв, неправильно совершают крестное знамение и другие православные обычаи. Все это нужно принять строго во внимание, принять решительные меры и усердно заняться духовным просвещением паствы, направлением в церковное русло духовного народного пробуждения, а где нужно – борьбою с начавшимся вольномыслием, сектантством или развалом жизни. По данному вопросу мною в 1910 году были изданы «Письма архиерея к иереям». Они встретили трогательное от многих сочувствие. Но от издания не осталось ни одного экземпляра, кроме имеющегося у меня на руках. Между тем наблюдения над жизнью дали и еще некоторый материал в том же направлении. Поэтому и нахожу благовременным перепечатать вышеуказанные «Письма архиерея к иереям», но дополненные новыми шестью первыми главами. 2. Наша народная русская культура есть культура духа