Толкование на послание к Титу Святого Апостола Павла

То есть: пусть никто не презирает тебя, благовременно и строго обличающего; ибо кто строго обличает, но не своевременно, того более презирают.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело.

Везде апостол желает, чтобы верующие повиновались властям. И показывает, каким образом повиноваться, именно, если будут готовы ко всякому доброму делу. Отсюда ясно, что кто готов на зло, тот не повинуется властям. Или, пусть будут готовы, чтобы склоняться к доброму, а не к нечестью, или чему-нибудь другому, вредному для души.

Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими.

Хотя и худо кто поступает, - не злословь, то есть не укоряй. Уста наши должны быть чисты от укоризны. Справедливо, или ложно, - не нам судить. Смотри на то, какая опасность может быть.

И оказывать всякую кротость ко всем человекам.

И к иудеям, и к эллинам и к причиняющим вред, и к несправедливым.Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий.В Послании к Коринфянам устрашает будущим, чтобы не осуждали, говоря: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12). Здесь же вразумляет прошедшим, говоря: не будем укорять других, так как и сами мы некогда более грешили. Что говорил разбойник другому разбойнику: и мы осуждены на то же (ср. Лк.32:40). Когда же мы были несмысленны? До Христа. Разве не бессмысленно было служить таким богам? А приносить людей в жертву - разве это не величайшее заблуждение? Но мы служили еще различным страстям и удовольствиям. Здесь разумел мужеложество, брак с матерью или сестрой и прочие бесстыдства; ибо различно забавляется нами диавол.Жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.Жили в злобе и зависти, то есть всегда проводя время в злопамятстве и зависти и живя такой жизнью; поэтому мы и были достойны ненависти, так как ненавидели друг друга. Справедливо: от зависти происходит и ненависть.Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога.То есть когда воплотился Единородный и стал нам подобным.Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости.Он спас нас не по делам, которые мы сделали, иначе сказать: мы и дел, достойных оправдания, не сделали, и не спаслись ими, а все сделала благодать Его.Банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего.Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает возрождение и обновление, второе рождение и. новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь: так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух все исправил. Откуда это видно? Которого излил, говорит, на нас обильно. Не только воссоздал чрез Него, но и щедро наградил Им, чтобы и это было видно чрез Него. И справедливо. После того, как очистил, Он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает: излил. Ибо в нечистых не входит чистое. А это совершилось чрез Иисуса: Он посредник и податель всех благ.Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.Опять - благодатью, а не по заслугам. Это научает смиренномудрию. Ибо не сами мы совершили что-нибудь. И обнадеживает относительно будущего. Если совершенно потерянных Он спас благодатью, тем более даст будущее оправданным. Чтобы, говорит, мы были наследниками вечной; жизни, как на это и надеемся. Или: мы уже и наследники, поскольку живем надеждой.Слово это верно.