Тайна примирения

Когда человек живет памятью о смерти, его жизнь становится совершенно иной. Если это твой последний день, тогда, конечно, глупо грешить. Глупо проводить время впустую: разгадывать кроссворды, читать детективы. Глупо ругаться, спорить. Глупо обижаться на других людей. Какой смысл обижаться, если ты живешь последний день, лучше простить и наполнить это время добром и любовью. Если человек и согрешит в этот день, он не будет долго медлить, а сразу покается, сразу придет попросить прощения. Итак каждый день, в течение всей жизни, пока не умрет.

Икогда человек находит в себе мужество так жить, его жизнь становится очень творческой, очень счастливой, очень наполненной. Он дорожит каждой минутой: молится ли, беседует ли с другими людьми, сочиняет ли стихи или пишет картины, изобретает или строит, он понимает, что, может быть, в последний раз ему дается возможность сделать что-то полезное на этой земле, как-то потрудиться для ближних. Итак всё для человека приобретает совершенно новый смысл. Вот что такое память смертная.

Память смертная может оживить и наполнить наше молитвенное правило. Сон это образ смерти, уход из жизни, и вечерние молитвы носят характер глубокого покаяния и примирения.

А в одной из утренних молитв мы читаем: В оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный

В этой поэтичной и глубокой молитве Василия Великого есть одна очень важная мысль мысль о том, как человеку прийти на Страшный Суд. Василий Великий называет жизнь ночью и говорит, что день наступает с пришествием Христа. Эта молитва эсхатологического звучания, призыва Царства Небесного. Подобно тому, как Священное Писание заканчивается словами Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22, 20), подобно тому, как мы призываем в молитве "Отче наш": Да приидет Царствие Твое, так и основная мысль молитвы Василия Великого заключается именно в этих словах, только выражена она с глубоким богословским осмыслением. В ней совершенно очевидно, что каждое утро христианин готовится к встрече с Богом, и что каждый день может стать для него тем днем, когда он предстанет на Суд. Мы должны понимать, что, начиная новый день, мы каждый раз идем на встречу с Богом, на Страшный Суд можем прийти. Мы, христиане, ждем день, когда придет Судия и всем раздаст по делам его, и поэтому бодрственно будем выходить встречать Господа.

Служить Богу в страхе хорошо; служить Ему в любви лучше; но тот, кто умеет связать воедино страх и любовь, выбирает совершеннейшее.

Майстер Экхарт

Господь рассказывает притчу о Страшном Суде. О том, как сядет во славе Своей Сын Человеческий и будет судить всех людей. Поставит одних по правую сторону, а других по левую сторону от Себя. Ибудут одни, как овцы, а другие, как козлища. Итех, кто по правую, он призовет к Себе:Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Потому что был Яголоден, и вы накормили Меня, был Яболен, и вы посети ли Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне.А те скажут:Господи, когда же мы это делали?И Господь ответит:Так, как вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне.А тем, кто по левую руку, Господь скажет: