The Mystery of Reconciliation

Когда человек живет памятью о смерти, его жизнь становится совершенно иной. Если это твой последний день, тогда, конечно, глупо грешить. Глупо проводить время впустую: разгадывать кроссворды, читать детективы. Глупо ругаться, спорить. Глупо обижаться на других людей. Какой смысл обижаться, если ты живешь последний день, лучше простить и наполнить это время добром и любовью. Если человек и согрешит в этот день, он не будет долго медлить, а сразу покается, сразу придет попросить прощения. Итак каждый день, в течение всей жизни, пока не умрет.

Икогда человек находит в себе мужество так жить, его жизнь становится очень творческой, очень счастливой, очень наполненной. Он дорожит каждой минутой: молится ли, беседует ли с другими людьми, сочиняет ли стихи или пишет картины, изобретает или строит, он понимает, что, может быть, в последний раз ему дается возможность сделать что-то полезное на этой земле, как-то потрудиться для ближних. Итак всё для человека приобретает совершенно новый смысл. Вот что такое память смертная.

Память смертная может оживить и наполнить наше молитвенное правило. Сон это образ смерти, уход из жизни, и вечерние молитвы носят характер глубокого покаяния и примирения.

А в одной из утренних молитв мы читаем: В оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный

В этой поэтичной и глубокой молитве Василия Великого есть одна очень важная мысль мысль о том, как человеку прийти на Страшный Суд. Василий Великий называет жизнь ночью и говорит, что день наступает с пришествием Христа. Эта молитва эсхатологического звучания, призыва Царства Небесного. Подобно тому, как Священное Писание заканчивается словами Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22, 20), подобно тому, как мы призываем в молитве "Отче наш": Да приидет Царствие Твое, так и основная мысль молитвы Василия Великого заключается именно в этих словах, только выражена она с глубоким богословским осмыслением. В ней совершенно очевидно, что каждое утро христианин готовится к встрече с Богом, и что каждый день может стать для него тем днем, когда он предстанет на Суд. Мы должны понимать, что, начиная новый день, мы каждый раз идем на встречу с Богом, на Страшный Суд можем прийти. Мы, христиане, ждем день, когда придет Судия и всем раздаст по делам его, и поэтому бодрственно будем выходить встречать Господа.

Служить Богу в страхе хорошо; служить Ему в любви лучше; но тот, кто умеет связать воедино страх и любовь, выбирает совершеннейшее.

Майстер Экхарт

The Lord tells the parable of the Last Judgment. About how the Son of Man will sit in His glory and judge all people. He will put some on His right hand and others on His left. Some will be like sheep, and others like goats. And those who are on the right, he will call to Himself:

Come, ye blessed of my Father, inherit the kingdom prepared for you from the foundation of the world. For I was hungry, and you fed me, I was hungry, and if you visited me, I was in prison, and you came to me.

And they will say:

Lord, when did we do that?

And the Lord will answer:

As you have done to one of the least of My brethren, you have done to Me.

And to those on the left, the Lord will say: