Толкование Евангелия от Иоанна

ГЛАВА XIX

Стихи 1–3. Тогда убо Пилат поят Иисуса и би Его. И воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его, и глаголаху: радуйся, Царю Иудейский. И бияху Его по ланитома.[1035] Все это объяснено при толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея (Иоанн здесь сокращает рассказ, так как об этом уже писали другие евангелисты, но старается всегда вставлять то, что ими пропущено. Но зачем Иоанн упоминает даже о том, что было известно из других Евангелий? Потому что иначе Он не мог связно записать только то, чего не записали другие евангелисты).

Стих 4. Изыде убо паки вон Пилат и глагола им: се, извожду Его вам вон,[1036] т. е. из претории.

Стих 4… Да разумеете, яко в Нем ни единыя вины обретаю.[1037] Так сказал Пилат, желая узнать мнение об этом самих обвинителей.

Стих 5. Изыде же вон Иисус, нося терновен венец и багряну ризу.[1038] (Пилат вывел Иисуса Христа в такой позорной одежде, чтобы иудеи, видя такое бесчестие своего врага, удовлетворились этим и успокоились).

Стих 5… И глагола им: се, Человек… Человеком назвал Пилат Иисуса Христа из сострадания, чтобы и у них возбудить сострадание к Нему.

Стих 6. Егда же видеша Его архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его. Лишь только увидели они Иисуса Христа, как подобно разъяренным псам неистово залаяли на Него (и подобно диким зверям, почувствовавшим добычу, тотчас же бросились на Него. Упоенные ненавистью, они совершенно потеряли рассудок и неистово требовали смерти Иисуса Христа).

Стих 6… Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните, аз во не обретаю в Нем вины…,[1039] вы, несправедливые. Разгневанный насилием и бесстыдством иудеев, Пилат предоставил Иисуса Христа их воле.Стих 7… Отвещаша ему Иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори…,[1040] разумеется — по естеству. Так сказали иудеи, чтобы отклонить от себя обвинение в несправедливости. Не зная что делать, они перескочили уже к другому обвинению. Но что же Иисус Христос? В то время как на Него возводили такие обвинения, Он молчал, исполняя пророчество: не отверзает уст Своих (Ис. 53, 7).Стих 8. Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся…[1041] того, что, может быть, Иисус Христос действительно был Бог и мог наказать его, потерпев от него такое поругание.Стих 9. И вниде в претор паки и глагола Иисусови: откуду еси Ты?…[1042] Уже не спрашивает Его: что еси сотворил (Ин. 18, 35)? а — откуду еси Ты? с небес или от земли?Стих 9… Иисус же ответа не даде ему. То, о чем теперь спрашивал Пилат, он уже знал, потому что он слышал от Иисуса Христа: Царство Мое несть от мира сего (Ин. 18, 36). (И как тогда слабо защищая Иисуса Христа, он не принес никакой пользы, так и теперь он не принес бы никакой пользы, будучи малодушным и боязливым).Стих 10. Глагола же Ему Пилат: мне ли не глаголеши; не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя?[1043] И боится и стращает. Разгневанный тем, что Иисус Христос не ответил ему, хотя он старался даже защитить Его, Пилат угрожает своей властью. Безумный! Если ты имеешь власть отпустить Его, почему же не отпускаешь, хотя и знаешь, что Он не виновен, и несколько раз уже засвидетельствовал это о Нем?Стих 11. Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше…[1044] Ответил, чтобы упрекнуть Пилата за превозношение властью, и сказал: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше, показывая этим, что Он страдает по Божественному предопределению. А чтобы Пилат, услышав это, не счел себя совершенно невинным, Иисус Христос присоединил: