Толкование Евангелия от Иоанна

Стих 11… Сего ради предавый Мя тебе болий грех имать.[1045] Так как ты имеешь власть и не отпускаешь, то и ты не свободен от греха, хотя и меньшего, чем грех тех, которые предали Меня тебе: они — человекоубийцы, а ты — слабый и легкомысленный.

Стих 12. От сего искаше Пилат пустити Его…,[1046] пораженный словами Иисуса Христа; между тем, как иудеи, которые часто видели и Божественные дела Его, еще больше бесновались.

Стих 12… Иудее же вопияху, глаголюще: аще Сего пустиши, неси друг кесарев: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю.[1047] Видя, что ссылка на закон оказалась бесполезной, и зная, что Пилат хочет отпустить Иисуса Христа, иудеи опять обращаются к обвинению Его в домогательстве царской власти, — к обвинению, на которое Пилат не мог не обратить внимания, боясь Кесаря. Неси друг, т. е. не благорасположен; противится, т. е. восстает против. Но почему вы обвиняете Его в домогательстве царской власти, чем вы можете доказать это? Порфирой ли, или диадемой, или колесницей, или другой какой-либо принадлежностью, или знаком царской власти? Не свидетельствует ли об Его уничижении все, как пища, как одежда, как жилище, так и все прочее? Ходил Он в сопровождении только Своих двенадцати учеников, жалких по виду, а то большей частью и Сам.

Стих 13. Пилат убо слышав сие слово, изведе вон Иисуса и седе на судищи, на месте глаголемем Лифостротон, еврейски же Гаввафа.[1048] Думая, что он оскорбит Кесаря и подвергнет себя опасности, если не обратит внимание и оставит без разбора такое обвинение иудеев, Пилат вывел Иисуса Христа из претории и публично сел на судейском месте, чтобы все присутствовавшие были свидетелями разбирательства дела.

Стих 14. Бе же пяток Пасце, час же яко шестый…[1049] Евангелист обозначил день и час, чтобы показать, что не только в самый день Пасхи, но даже тогда, когда день уже клонился к вечеру и приближался вечер праздника, что в такое время составили это пагубное судилище те, которые недавно пред этим считали для себя осквернением войти в преторию.

Стих 14… И глагола Иудеом: се, Царь ваш. Оставив разбор обвинения, Пилат опять старается подействовать на обвинителей: се (ιδε), говорит он, Царь ваш, вон стоит обвиняемый, не отпущен, не бойтесь. Известно, что в Священном Писании ιδε (смотри) часто употребляется вместо: ιδου (вот).

Стих 15. Они же вопияху: возми, возми, распни Его…[1050] Вот непобедимая ярость!

Стих 15… Глагола им Пилат: Царя ли вашего распну?… Это Пилат сказал, как бы издеваясь над Иисусом Христом, чтобы смягчить жестокость иудеев.Стих 15… Отвещаша архиерее: не имамы царя токмо кесаря…[1051] Таким образом, иудеи отвергли Царство Иисуса Христа и избрали власть Кесаря. За то, лишенные Божией помощи, они и преданы были на совершенное истребление римлянам, как раз в самый день Пасхи, в который кричали: не имамы царя, токмо Кесаря.Стих 16. Тогда убо предаде Его им, да распнется…,[1052] побежденный их настойчивостью. Кому же предал Иисуса Христа Пилат? Конечно, иудеям и воинам.Стих 16… Поемше же Иисуса и ведоша.[1053] Найди в двадцать седьмой главе Евангелия от Матфея слова: и егда поругашася Ему, совлекоша с Него багряницу и облекоша Его в ризы Его (Мф. 27, 31),[1054] и прочитай объяснение их.Стихи 17–18. И нося крест Свой, изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа, идеже пропяша Его…[1055] Все это объяснено при толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея. Нес крест Свой Иисус Христос на плечах, как неустрашимый воин копье, которым имел поразить врага.Стих 18… И с Ним ина два сюду и сюду, посреде же Иисуса.[1056] Прочитай в той же главе объяснение слов: тогда распята с Ним два разбойника: единаго о десную, и единаго о шуюю (Мф. 27, 38). Иудеи постарались распять Иисуса Христа вместе с разбойниками для того, чтобы вследствие одинаковой казни дурная слава разбойников омрачила Его славу, но слава Его так просияла, что хотя на кресте висело трое в то время, когда совершились страшные знамения, однако все приписали это Иисусу Христу, — и Он не только не навлек на Себя через это дурной славы разбойников, а напротив, одного из них привлек к вере в Себя и все ухищрение иудеев обратил на главу их самих и отца их диавола.Стихи 19–22. Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Сего же титла мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски. Глаголаху убо Пилату архиерее Иудейстии: не пиши: Царь Иудейский: но яко Сам рече: Царь есмь Иудейский. Отвеща Пилат: еже писах, писах.[1057] Все это надлежащим образом объяснено при толковании той же главы, именно слов: и возложиша верху главы Его вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф. 27, 37).