Толкование Евангелия от Иоанна

Стих 6… Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните, аз во не обретаю в Нем вины…,[1039] вы, несправедливые. Разгневанный насилием и бесстыдством иудеев, Пилат предоставил Иисуса Христа их воле.

Стих 7… Отвещаша ему Иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори…,[1040] разумеется — по естеству. Так сказали иудеи, чтобы отклонить от себя обвинение в несправедливости. Не зная что делать, они перескочили уже к другому обвинению. Но что же Иисус Христос? В то время как на Него возводили такие обвинения, Он молчал, исполняя пророчество: не отверзает уст Своих (Ис. 53, 7).

Стих 8. Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся…[1041] того, что, может быть, Иисус Христос действительно был Бог и мог наказать его, потерпев от него такое поругание.

Стих 9. И вниде в претор паки и глагола Иисусови: откуду еси Ты?…[1042] Уже не спрашивает Его: что еси сотворил (Ин. 18, 35)? а — откуду еси Ты? с небес или от земли?

Стих 9… Иисус же ответа не даде ему. То, о чем теперь спрашивал Пилат, он уже знал, потому что он слышал от Иисуса Христа: Царство Мое несть от мира сего (Ин. 18, 36). (И как тогда слабо защищая Иисуса Христа, он не принес никакой пользы, так и теперь он не принес бы никакой пользы, будучи малодушным и боязливым).

Стих 10. Глагола же Ему Пилат: мне ли не глаголеши; не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя?[1043] И боится и стращает. Разгневанный тем, что Иисус Христос не ответил ему, хотя он старался даже защитить Его, Пилат угрожает своей властью. Безумный! Если ты имеешь власть отпустить Его, почему же не отпускаешь, хотя и знаешь, что Он не виновен, и несколько раз уже засвидетельствовал это о Нем?

Стих 11. Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше…[1044] Ответил, чтобы упрекнуть Пилата за превозношение властью, и сказал: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше, показывая этим, что Он страдает по Божественному предопределению. А чтобы Пилат, услышав это, не счел себя совершенно невинным, Иисус Христос присоединил:

Стих 11… Сего ради предавый Мя тебе болий грех имать.[1045] Так как ты имеешь власть и не отпускаешь, то и ты не свободен от греха, хотя и меньшего, чем грех тех, которые предали Меня тебе: они — человекоубийцы, а ты — слабый и легкомысленный.Стих 12. От сего искаше Пилат пустити Его…,[1046] пораженный словами Иисуса Христа; между тем, как иудеи, которые часто видели и Божественные дела Его, еще больше бесновались.Стих 12… Иудее же вопияху, глаголюще: аще Сего пустиши, неси друг кесарев: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю.[1047] Видя, что ссылка на закон оказалась бесполезной, и зная, что Пилат хочет отпустить Иисуса Христа, иудеи опять обращаются к обвинению Его в домогательстве царской власти, — к обвинению, на которое Пилат не мог не обратить внимания, боясь Кесаря. Неси друг, т. е. не благорасположен; противится, т. е. восстает против. Но почему вы обвиняете Его в домогательстве царской власти, чем вы можете доказать это? Порфирой ли, или диадемой, или колесницей, или другой какой-либо принадлежностью, или знаком царской власти? Не свидетельствует ли об Его уничижении все, как пища, как одежда, как жилище, так и все прочее? Ходил Он в сопровождении только Своих двенадцати учеников, жалких по виду, а то большей частью и Сам.Стих 13. Пилат убо слышав сие слово, изведе вон Иисуса и седе на судищи, на месте глаголемем Лифостротон, еврейски же Гаввафа.[1048] Думая, что он оскорбит Кесаря и подвергнет себя опасности, если не обратит внимание и оставит без разбора такое обвинение иудеев, Пилат вывел Иисуса Христа из претории и публично сел на судейском месте, чтобы все присутствовавшие были свидетелями разбирательства дела.Стих 14. Бе же пяток Пасце, час же яко шестый…[1049] Евангелист обозначил день и час, чтобы показать, что не только в самый день Пасхи, но даже тогда, когда день уже клонился к вечеру и приближался вечер праздника, что в такое время составили это пагубное судилище те, которые недавно пред этим считали для себя осквернением войти в преторию.Стих 14… И глагола Иудеом: се, Царь ваш. Оставив разбор обвинения, Пилат опять старается подействовать на обвинителей: се (ιδε), говорит он, Царь ваш, вон стоит обвиняемый, не отпущен, не бойтесь. Известно, что в Священном Писании ιδε (смотри) часто употребляется вместо: ιδου (вот).Стих 15. Они же вопияху: возми, возми, распни Его…[1050] Вот непобедимая ярость!