Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

В монастырях, где совершался полный чин всенощного бдения, предстоящие получали «по единому укруху, в поллитры хлеба и по единой чаше вина всем равно от настоятеля и до последних, иже во обители суть» (уст. церк. гл. П). —

А для этого каждый священник пусть благословляет хлебов и вина, сколько угодно, или вернее сказать, сколько нужно, по его усмотрению и расчету. Чтобы всем стало.

Этому не противоречит ни устав, ни существующий обычай освящать только пять хлебов (…благослови хлебы сия, а не 5). Вместо «во святей обители» в приходских храмах следует читать: «во граде сем, или в веси сей»..; а в домовых церквах, каковы, наприм., церкви учебных заведений, можно даже просто читать: «во всечестным доме сем» (Р.д.С.П. 1886 г. т. 1).

Можно ли благословенные хлебы, по раздроблении их и раздаче молящимся на бдении, тотчас же есть?

Хотя это не противоречит указанию устава однако, не следует забывать, что в настоящее время не существует главного побуждения к немедленному употреблению благословенного хлеба — чрезмерной продолжительности богослужения, заставлявшей думать о подкреплении сил как служащих, так и молящихся. Кроме того, в некоторые богослужебные периоды совсем не бывает раздробления или хлеболомления «за краткость нощи» (Тип. гл. 8 и послед. недели жен мироносиц). Ясное дело, что в эти периоды и иерею не следует употреблять хлебы на бдении же, а согласно указанию устава съесть их дома «честно на трапезе прежде общих брашен» (Ц. В-к 1894 г., №12).

Куда употреблять елей, освященный за всенощным бдением и оставшийся от помазанию молящихся?

Хотя и указывается, что его можно «в брашнах снести», но само собою разумеется, что это является невозможным по современным качествам елея. Поэтому его можно или сжечь в запрестольной лампаде или раздать болящим для благоговейного употребления (Ц. В-к 1897 г. №28).

Позволительно ли, для помазыванию предстоящих на всенощном бдении, употреблять елей, освещенный в предшествующий праздник?Существует обыкновение некоторых священников пользоваться преждеосвященным елеем для помазывания предстоящих в храме. В этом обыкновении нет ничего противного учению веры, но оно может казаться отступлением от церковной практики. В Служебнике сделано на счет употребления благословенного елея указание — «на целование образа люди знаменай», и потом прибавлено: «можем и в брашнах снести». Это последнее замечание сделано, очевидно, про случай остатка елея после помазывания: вот назначение оставшемуся елею. Если же у нас нет обыкновения употреблять в пищу елей, зато не редко прихожане обращаются к священнику с просьбой уделить им оставшийся освященный елей для больных. Но. Кроме того, в указанном обыкновении есть погрешность против церковного устава довольно крупного свойства. Помазывание преждеосвященным елеем показывает, что на всенощном бдении не было литии и благословения хлебов, что не согласно с правилами устав, и не может быть оправдано никаким расчетом. Недостаток елея не может служить причиной к опущению литии и благословения хлебов: устав дозволяет «вельми мало» предлагает для благословения. Если же елея для благословения наливается в таком количестве (при соразмерной величине хлебов) что он остается до следующего праздника, то причиною опущения литии и благословения хлебов будет уже не отсутствие потребного для этой цели вещества в церкви. А леность ее служителей (Р.д.С.П. 1877 г. т. 1).Можно ли помазывать елеем молящихся на утрене, когда не бывает всенощного бдения, или когда всенощное бдение совершается без благословения хлебов и освещения елея?Из устава церковного мы узнаем, что елеопомазание надобно совершать 1) «святым елеем от святого кандила, еже пред праздничною иконою», и при том 2) по окончании всенощного бдения, «поющим нам стихиру самогласну праздника и час первый». В Служебнике же говорится, что для елеопомазания надобно употреблять «елей», благословенный на всенощном бдении, при чем, согласно принятому обычаю, самое елеопомазание это совершается на каноне, после возгласа: «милостию и щедротами»… Первый способ древнее и проще обставлен. Этим же способом весьма просто решается вопрос о помазывании на утрени, когда не бывает всенощного бдения, или последнее совершается без благословения хлебов и елея. Если елеопомазание небезусловно приурочивается к елею, освящаемому на всенощном бдении. А может быть совершаемо «от кандила», т. е. от лампадки с елеем, которая горит «пред иконою праздника», то, само собою, от этого кандила можно помазывать и на простой, праздничной утрени, когда она совершается с полиелеем независимо от всенощного бдения. Оправдание такого порядка можно находить в самом уставе — в день праздника Вознесения Христова. На Востоке такой обычай практикуется почти повсеместно, тем более, что там всенощное бдение случается редко. В обителях этот чин и должен бы практиковаться, так как для них он назначен собственно и по уставу. В приходских храмах удобоприменимее чин Служебника (Р.д.С.П. 1886 г. т. 1).Правильно ли поступают некоторые священники, не отверзая царских врат при пении «Богородице Дево, радуйся»?По уставу отверзание царских врат в это время утрени или всенощного бдения не положено, а потому, если где и допускается это отверзание, то, без сомнения, лишь в виде местного обычая (Ц. В-к 1898 г. №26).Имеет ли священник право, говоря: «Благословение Господне на вас».. благословлять на три страны, т. е. сначала стоящих посредине храма, потом стоящих у правого клироса и, наконец, стоящих у левого?