Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

По общепринятому обычаю, она произносится в указываемые моменты, хотя нельзя не заметить, что в уставе нет на это указания (см. Никольский. «Пособие к изучению устава», стр. 475). (Ц. В-к, 1899 г., №15).

В одном из № «Церковного Вестника» за 1892 г., на вопрос: следует или не следует на литургии преждеосвященных Даров при совершении великих поклонов читать молитву св. Ефрема Сирина, дан ответ: без сомнения, следует. Между тем, в Типиконе нет прямого указания, чтобы на преждеосвященной литургии эти поклоны совершались непременно с указанною молитвою св. Ефрема Сирина. Как же понимать, поэтому, ответ «Церковного Вестника»?

В приводимом в настоящем вопросе ответе «Церковного Вестника» есть ссылка на последование 25 марта, которое значительно помогает разъяснению недоумения относительно поклонов и молитвы св. Ефрема Сирина. Именно, в последовании этом ясно сказано, что по «Да исправится» — «поклоны 3 великие и прочая преждеосвященных». А по смыслу устава о поклонах, великие поклоны во св. Четыредесятницу должны быть совершаемы именно с молитвою св. Ефрема Сирина, так как устав этот называет «невеждами» тех, которые думают, что великие поклоны ничем не отличаются от другого вида (малых или легких) поклонов. Потому, и приводимый вопрошателем ответ «Церковного Вестника» совершенно правилен: так, где сказано «великие поклоны» на преждеосвященной (а это сказано, кроме 25 марта, еще в последовании 24 февраля, если случится в понедельник 2. 3 и 4 недели Великого поста и в особой службе на среду 1 седмицы Великого поста), вместе с тем должна быть совершаема и молитва св. Ефрема Сирина (Ц. В-к, 1900 г., №14).

В соборном служении ни литургии преждеосвященных Даров, при пении «Да исправится молитва моя», когда должны преклонять колена сослужащие иереи, — при пении ли всех стихов, или попеременно, согласно указанию устава, или же только при последнем стихе вместе с первенствующим?

Правильнее будет преклонять колена всем иереям вместе с предстоятелем при последнем стихе, так как в этом случае точно соблюдается указание устава относительно действования иерея; попеременно же становится на колени в указанный момент преждеосвященной литургии, по требованию устава, народ. Стоят на коленах во все времена пения «Да исправится молитва» введено лишь обычаям — и притом по преимуществу там, где народ в пении вовсе не участвует (см. Никольский «Пособие к изуч. устава», 1894 г., стр. 476).

Церковным уставом положено в известное время богослужения делать великие поклоны, но не сказано — с молитвой св. Ефрема или без оной; как следует поступать правильнее — читать или не читать эту молитву при поклонах?

Молитва св. Ефрема произносится после пения «Да исправится» и после перенесения св. Даров на престол по обычаю, так как в уставе о ней при этих случаях действительно ничего не говорится (Никольский «Пособие к изуч. уст.», прим. 1 и 2 на стр. 477). (Ц. В-к, 1894 г., №50).

Правильно ли делают в некоторых местах, что в то время, когда при пении «Да исправится молитва моя» на литургии преждеосвященных Даров священник встает на колена, он передает кадильницу диакону и тот стоит кадит пред жертвенником, хотя служебником этого и не указывается?Хотя, действительно, служебник этого не указывает, но это действительно принято обычной практикой, как свидетельствуют разъяснения наших литургистов и знатоков устава (как прот. Никольский, свящ. Неополитанский, Булгаков и др.) (Ц. В-к, 1902 г., №15).Почему на литургии преждеосвященной завеса, при пении «Ныне силы небесные»… задергивается лишь наполовину?Это полузакрытие завесы соответствует полному закрытию ее на полной литургии и имеет то же значение. Самое же полузакрытие составляет отличительную особенность преждеосвященной литургии, именно как литургии не полной (Ц. В-к, 1895 г., №44).На литургии преждеосвященной, по перенесении св. Даров с жертвенника на престол, следует ли потир ставить по правую сторону, а дискос — по левую, или же наоборот?Те литургийные движения, которые должны быть совершаемы на преждеосвященной, и о которых в чине литургии преждеосвященной не сделано особых каких-либо замечаний, «исполняются яко обычно», т. е. так же, как на литургии полной (Р.д.С.П., 1887 г. №32).Следует ли вливать на преждеосвященной литургии теплоту в чашу?