Современная практика православного благочестия. Том 2

Современная практика православного благочестия. Том 2

НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА. Глава 13 РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ

Должно всегда молиться.

Лк. 18, 1

Непрестанно молитесь.

1 Фес. 5, 17

Можно наблюдать, что часто молитва и жизнь христианина не связаны в одно целое. Человек уделяет молитве время утром и вечером, а в остальное время дня забывает и о молитве, и о Боге, и об учении Христа, и об Его заповедях.

Молитва в этом случае как бы обособляется и не проникает в жизнь. От этого жизнь христианина в таких случаях мало чем отличается от жизни живущих вне Бога: человек легко поддается действию страстей, его возмущают бури душевные, и он чувствует себя беззащитным и покинутым при житейских невзгодах.Это случается потому, что человек не умеет постоянно владеть могучим оружием христианина - непрестанною молитвою. Он как бы примеряет оружие утром и вечером, а на день снимает его и выходит на ежедневную битву с врагом без оружия."Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем", - говорит прп. Исаак Сириянин.А св. Григорий Богослов пишет: "Нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всегда учить тому же, всех вообще: и монахов, и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей - и побуждать их молиться непрестанно".Св. Симеон Новый Богослов учит: "Тот, кто непрестанно молится, - в этом одном все доброе соединяет".Св. отцы говорят также, что "если ты молишься только тогда, когда встал на молитву, - то ты никогда не молишься".Надо понимать также, что мы подвергаемся действию непрестанного потока искушений: в мыслях и в чувствах, при работе, отдыхая, в постели и т. д. Поэтому и основное средство борьбы с искушениями - молитва - также должна быть непрестанной. Отсюда привычка к непрестанной молитве есть самая важная, самая необходимая из всех привычек, и для приобретения ее христианин не должен жалеть усилий.Есть несколько форм непрестанной молитвы. Одной из них так учит св. Василий Великий:"Молиться надобно всегда, при всяком случае... Вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему его. Надеваешь одежду - благодари Даровавшего нам покровы... Пришел ли день - благодари Даровавшего нам солнце... Когда смотришь на небо и увидишь красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику Богу, Который "вся Премудростию сотворил еси" (Пс. 103, 24).Когда увидишь, что вся природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов... Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою".Как видно из приведенной выдержки, св. Василий Великий понимает под непрестанной молитвой непрекращающееся состояние богомыслия, т. е. постоянной памяти о Боге и зависимости нас и всех наших дел и всей природы от нашего Создателя и Промыслителя.Как пишет прп. Иоанн Лествичник: "Нужно возвращать наш ум к Богу не только стоя на молитве, ноприготовляться к ней весь день, всю жизнь - и это само по себе уже будет молитва". О такой же форме непрестанной молитвы пишет в своих трудах и великий молитвенник о. Иоанн С: "Везде и всегда, иду ли я, еду ли, сижу или лежу, мысль о Боге никогда не покидает меня. Я молюсь Ему духом, мысленно предстою Ему и созерцаю Его пред собою".Несколько другая форма непрестанной молитвы излагается в поучениях епископа Феофана Затворника: