Современная практика православного благочестия. Том 2

И еще: нахожу ли близко воду и удобные поварни? Как делатель, должен избрать наиболее далекую из них, чтобы нанести телу небольшую скорбь.

Еще: могу ли иметь хорошую пищу и чистый хлеб? Должен предпочесть худшее, чтобы поскорбеть хотя немного, вспоминая томящихся голодом, а тем более Владыку нашего Иисуса, Который вкусил желчи и уксуса ради меня. Это-то и есть воля по Богу.

Воля же плотская состоит в противном сему, т. е. чтобы во всем иметь покой. Что говорим всякий день: "Вот, посмотри, брат, пища пригорела и я не могу ее есть" и прочее...

Братия, не помню, чтобы, найдя совершенный покой, мы когда-нибудь воспользовались им, но всячески старались примешивать отовсюду малую тесноту и скорбь, боясь Того, Кто сказал: "Чадо, вспомни, что ты уже получил доброе твое в жизни твоей" (Лк. 16, 25).

Так поступали мы и тогда, когда многие стяжания приходили в наши руки, и знает Бог, в какой нищете жили мы ради Обнищавшего для нас.

Нехорошо давать себе покой во всем. Кто ищет сего, тот живет для себя, а не для Бога, ибо такой (человек) не может отсечь свою волю".

И далее прп. Варсонофий говорит про себя: "Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали".

К труду покаяния относится и терпеливое перенесение обид. Об этом так говорит тот же св. отец: "Также и кто постарается по своей воле понести терпеливо досады, поношения, бесчестие и лишения за сделанные им грехи, тот навыкает смирению и труду, и ради их прощаются ему согрешения его, по слову Писания: "Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои" (Пс. 24, 18)".В чем нам каяться? Св. Иоанн Златоуст учит:во-первых, в собственных грехах;во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример;в-третьих, в том, что мы не сделали тех добрых дел, которые мы могли бы сделать;в-четвертых, в том, что мы отвели ближнего от добрых дел, ибо о всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении их. Нам надо внимательно просмотреть нашу жизнь, наши обычаи, поступки, слова, пожелания, мечты, мысли, наше отношение к Богу, ближним и обязанностям и открыть свои пороки, страсти, дурные склонности, привычки и духовные немощи. И здесь нельзя пренебрегать никакими "мелочами", на которые мы склонны не обращать внимания.Прпп. Варсонофий и Иоанн так говорят об этом: "Берегитесь, как бы не облениться и не прийти в нерадение, потому что это очень опасно; но даже и в вещах, кажущихся малыми, не презирай заповеди".В истории Церкви бывали случаи, когда Господь возвращал на землю души, уже начавшие проходить "мытарства", т. е. испытание греховности. Эти души рассказывали, что суд над душой поистине страшен; ответ надо давать за каждую напрасно убитую букашку, за каждую неправильно истраченную монету, за каждое праздное слово, за мысль осуждения, ропот в душе и т. д.Естественно, что степень и формы покаяния будут зависеть от характера грехов. Последние прп. Серафим разделяет на три ступени.К первым он относит наиболее легкие прегрешения, которых, по его словам, не чужды даже праведники. ("Семь раз упадет праведник и встанет" - Притч. 24, 16). За эти грехи Дух Святой еще не оставляет христианина.О том же пишет прп. Исаак Сириянин: "Сколько раз иные каждый день преступают закон и покаянием врачуют души свои, и благодать приемлет их, потому что во всяком разумном естестве перемена происходит непреодолимым образом и с каждым человеком ежечасно происходят изменения".О характере покаяния при таких прегрешениях так пишет еп. Феофан Затворник: "Относительно мелких греховных движений сердца, помыслов и т. п. нужно заметить следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутреннимпокаянием пред лицом Господа. Можно этим и ограничиться, но если нечиста, непокойна совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением, и - конец. Все такие грехи этим актом внутреннего покаяния и очищаются".Вторые по степени грехи уже удаляют от нас Духа Божия.