Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные

3. "Все Св. Писание Богодухновенное не безпредельныя, но паче определенныя имать книги" (Синопсис Афанасия). "Иже убо прежде закона они Божественные мужие не писаньми и книгами просвещахуся, но чист имущее смысл, Пресвятаго Духа сиянием просвещахуся и тако Божия ведяху хотения, Самому Оному беседующе тем усты ко устом. Таков бе Ное, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но понеже изнемогоша человецы и недостойни быша просвещатися и учитися от Св. Духа, даде человеколюбец Бог Писания, да поне сими воспоминают Того хотения" (Златоуст. На Матф. Бес.1. В переложении Феофилакта Болг.). Таким образом Св. Писание имеет свою определенную историю, свое начало и конец, свой определенный состав, к которому ни прибавлять, ни убавлять ничего не должно.

4. Весь состав Св. Писания или, по выражению бл. Иеронима, "священная Богодухновенная библиотека" разделяется на две большие части: 1) книги Ветхого Завета, явившиеся до Р.Х. и приготовлявшие мiр к принятию Спасителя, написанные языком того народа (еврейского), который был призван послужить хранителем Откровения, и затем, пред пришествием Христа, особливым устроением Божиим, переведенные, к сведению всего человеческого рода, на всемирный язык времени - греческий, и 2) книги Нового Завета, изображающие пришествие в мiр Сына Божия, Его учение и основание Им христианской Церкви, также изложенные на греческом языке, известном в то время и евреям.

Книги как Ветхого, так и Нового Завета по своему содержанию весьма разнообразны, поколику разнообразны и духовные дарования людей, требовавшие водительства Божия. В частности, книги Ветхого Завета, кроме учения, обнимают и историю богоизбранного народа, хранителя Завета. Тем не менее книги Ветхого и Нового Завета имеют самую тесную между собою связь и единство. "Посредством последовательных Заветов, Ветхого и Нового, род человеческий постепенно должен был достигнуть спасения, ибо спасение одно, как и Бог один, но много ступеней, приводящих к Богу" (Ириней. Против ересей. Кн.4. Гл.9, 3). "Во все время истории человечества были две знаменитые перемены жизни, которые называются двумя Заветами, двумя потрясениями земли: одна перемена от идолов к закону, другая от закона к Евангелию. В отношении к Богословию Ветхий Завет явно проповедывал Отца, менее ясно Сына; Новый Завет явил Сына и показал торжество Св. Духа" (Григорий Назианзен. Пять слов о Богословии. Слово 5). "Если кто внимательно станет читать Писания Ветхого Завета, тот найдет в них речь о Христе и предъизображение нового призывания. Ибо Писания суть сокровище, сокрытое в мире, а сокровище, сокрытое в Писаниях есть Христос, Который изображался тогда посредством образов и притчей, ибо то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств. Посему-то пророк Иеремия говорил: в последние дни уразумеете совет его (Иер.23:20)". Один Завет без другого непонятен. "Когда неверующие иудеи читают закон в настоящее время, он подобен басне, ибо у них нет объяснения всего относящегося до пришествия Сына Божия как Человека"... "Против еретиков же, особенно против последователей Маркиона и подобных им, говорящих, что (ветхозаветные) пророки от другого Бога, не от Того, Который открылся в новом завете, я скажу: читайте внимательнее данное нам Апостолами Евангелие, читайте внимательнее и пророков, и вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими" (Ириней, Против ересей, кн.4, гл.26, 1 и гл.34, 1). "Итак никто не отделяй Ветхого Завета от Нового, никто не говори, что иной дух там, а иной здесь, ибо един Бог, владыка ветхого и нового завета" (Кирилл Иерусал. Огласит. поуч.16. 3-4). "В каждой книге ветхозав. Писания предвозвещается о Спасителе (Которого явление изображает Новый Завет); это есть общий предмет, одно общее согласие Духа" (Афанасий. Посл. к Маркелину. О псалмах. Еще о сем читай: Кирилла Алекс. "Против Юлиана". Кн.8,9; "О поклонении духом и истиною"; "Глафиры или высшие объяснения закона"). В чине православного богослужения молитвы и песнопения вечерни и утрени изображают ветхозаветную сень, с сияющими среди нее звездами предъизображений Христа, тогда как чин Литургии изображает взошедшее уже Солнце правды. Итак, православный читатель, на основании того впечатления, которое ты испытываешь в часы вечернего богослужения, предъуготовительного к Литургии, суди о религиозном чувстве верующего ветхозаветного человека.

5. Частнее как книги Ветхого так и книги Нового Завета по своему содержанию могут быть разделены на три отдела: 1) исторические книги, изображающие историю человеческого спасения в различных периодах; 2) учительные книги, содержащие учение веры и благочестия для хотящих наследовать спасение; 3) пророческие книги, заключающие пророчества или предсказания о будущем, принадлежащие собственно ветхозаветной части Библии, но не чуждые и Новому Завету (Православный Катихизис). "Впрочем эти три вида содержания священных книг не строго отделены один от другого. Ибо и в исторических сказаниях можно находить пророчество, и от пророков можно услышать много исторических рассказов, равно и нравоучительный и увещевательный вид можно встретить и в пророчествах и в истории. Все это имеет в виду обращение человека, и от повествования о прежде бывшем, и от нравоучения и увещания мы равно направляемся к должному" (Златоуст. Синопсис книг Ветхого Завета).

6. Еще частнее указанные отделы Ветхого и нового завета подразделяются на группы книг и отдельные книги, носящие особенные имена. Именно: 1) Исторические книги Ветхого завета разделяются на три осьмикнижия: первое историческое осьмикнижие (по Синопсису Иоанна Златоуста) или первая группа исторических книг есть сия: пять книг Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь. Второе историческое осьмикнижие или вторая историческая группа ветхозаветных книг: четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии. Третье историческое осьмикнижие или третья группа исторических книг: вторая книга Ездры, книга Товита, Иудифь Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. 2) Учительные книги Ветхого Завета суть сии: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесиаста, книга Песнь Песней, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 3) пророческие книги Ветхого Завета: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, Плач Иеремиев, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, книги Двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Всего 49 книг Ветхого завета. Книги Нового Завета: 1) Исторические: четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, и книга Деяний Апостольских. 2) Учительные: семь соборных посланий - одно Иудино и четырнадцать посланий апостола Павла: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону, и одно к Евреям. 3) Пророческая книга Нового Завета: Апокалипсис Иоанна Богослова. Всех книг Нового Завета 27. Всех же книг Ветхого и Нового Завета нашей Библии 76.

7. Указанные книги, находящиеся в составе нашей славянской Библии, имеют еще одно разделение - на книги "правильные", "утвержденные", "канонические" и "стоящие вне правильных книг", книги "неутвержденные" или "неканонические". "Рачительно испытай от Церкви, какие книги Богодухновенные", учил св. Кирилл Иерусалимский, разумея под богодухновенными книги, признанные в таковом значении всею Церковью, или, иначе, книги канонические (Кирилл Иерусал. Оглас. поуч. 4, 33). По отношению к Ветхому Завету отеческое правило учит каноническими или "правильными" признавать те книги, которые в качестве богодухновенных христианская Церковь приняла от богоизбранного ветхозаветного народа. "Все Божественные книги Ветхого Завета в начале написаны на еврейском языке, в этом, конечно, все согласятся с нами" (Златоуст. Беседы на кн. Бытия. Бес.4, 4). "Ездру же, священника из колена Левина, Бог вдохновил определить все изречения прежде бывших пророков и возобновить народу (забытое во время плена) законоположение Моисея" (Ириней. Против ересей. Кн.3. Гл.21, 2). Итак, канонические книги Ветхого Завета суть те, которые приняты Ездрою и которые существовали в еврейском каноне. По этому поводу находим следующее свидетельство св. Мелитона, епископа Сардийского (в Лидии), от 2-го века по Р.Х. "Отправившись на восток и быв на том самом месте, где все проповедывалось и совершалось, я с точностью узнал книги Ветхого Завета и, составив им список, посылаю его к тебе. Вот имена их: пять книг Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисус Навин, Судии, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, Псалмы Давидовы, Притчи Соломоновы или Премудрость, Екклесиаст, Песнь Песней, Иов, книги пророков: Исаии, Иеремии, 12 пророков в одной книге, Даниил, Иезекииль, Ездра" (Евсевий. Церк. ист. Кн.4. Гл.26). К сему свидетельству надлежит присовокупить, что 1) книга Ездры составляла у евреев одно с книгою Неемии; следовательно и последняя здесь разумеется; 2) здесь не упомянута книга Есфирь, хотя она есть в еврейском каноне, и следовательно должна именоваться каноническою. Умолчание Мелитона в последнем случае объясняется тем, что в книге Есфирь, кроме канонической части, есть значительные прибавления, не существующие в еврейском тексте, и потому неканонические; в славянском тексте такие части книги отделяются тем, что при них не показан счет стихов. Остальные же книги из находящихся в составе нашей Библии, не поименованные Мелитоном между ветхозаветными книгами, именно все третье осьмикнижие исторических книг, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса сына Сираха и книга Варуха, суть книги неканонические, т.е. "хотя употребительные и полезные, но в число признанных всеми не внесенные, и не бывшие в ковчеге" (Епифаний. О мерах и весах. Гл.4). По словам Синопсиса Афанасия, они представляют чтение "оглашенным", следовательно стоят как бы на переходе от языческих писаний к священным богодухновенным книгам и так же относятся к последним, как первая вступительная часть Литургии, на которой присутствовали и оглашенные, относится ко второй части или Литургии верных. Указанное счисление канонических книг Ветхого Завета подтверждают Ориген (Евсевий. Церк. ист. Кн.6. Гл.25), св. Афанасий Великий (Пасхальное послание), св. Кирилл Иерусалим. (Огл. Поуч. 4. 35), св. Григорий Богослов (О подл. книг. Богодухнов. Писания), св. Епифаний Кипрский (О мерах Гл.4), Собор Лаодикийский 360 года (Прав.60), бл. Иероним (Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания) и др. Что же касается Нового Завета, то все 27 книг его состава суть канонические и признанные всею Церковью, хотя о некоторых из них и были продолжительные рассуждения и расследования касательно их канонического достоинства (особенно о Послании к Евреям и Апокалипсисе), пока наконец не было разъяснено их апостольское происхождение со всею ясностью.

8. "Теперь те же самые книги надлежит рассмотреть в подробности, т.е. в предположенном порядке брать каждую порознь под особенным ее названием и в отдельных главах обозреть, кем какая книга написана, откуда получила свое имя и что в себе заключает?" (Синопсис Афанасия). Подобным образом и св. Иоанн Златоуст, в частном вопросе о каждой отдельной книге Св. Писания, учит обращать внимание на следующие пункты: кем книга написана, по какой вине и что в себе заключает? (Златоуст. Толков. на Посл. к Евреям. Беседа 8, 4). Надлежит заметить, что из отцов Церкви, писавших толкования на св. книги, никто не обнимает всего состава канона, а посему по разным вопросам, касающимся отдельных книг Св. Писания, надлежит обращаться к творениям разных отцов и учителей Церкви. Наиболее часто предметом отеческих толкований из книг Ветхого Завета были книги Моисея, особенно первая книга, книга Псалмов, книга пр. Исайи, из книг Нового Завета Евангелия и послания ап. Павла. На неканонические же книги мало отеческих толкований, а на некоторые и совсем нет, хотя отдельные свидетельства из книг неканонических, как книг нравоучительных и полезных, у отцов часто встречаются. Но, кроме обширных толкований на текст св. книг, в отеческих творениях есть более общие обозрения свящ. книг (Синопсисы), между которыми особенно важны вышепоименованный уже Синопсис св. Афанасия Александийского и св. Иоанна Златоуста. Последний, к сожалению, дошел до нас не в полном виде и отчасти восполнен из синопсиса Афанасия, который, таким образом, оказывается самым полным, как обнимающий все книги Ветхого и Нового Завета и по своему изложению самым удобным для того, чтобы служить общим введением или предисловием к изданию Св. Писания. Потому-то он и был избираем Святейшим Синодом при изданиях печатной славянской Библии начиная с 1751 года.

Книги Ветхого Завета9. Первая книга Моисея и вместе первая книга во всем составе свящ. книг есть книга Бытия. "Она называется так потому, что содержит в себе происхождение всего, - и неба, и земли, и людей, и всего вообще видимого, и самое насаждение рая" (Синопсис Афанасия). "Поводом Моисею написать сию книгу послужило следующее: со времени переселения во Египет потомки Авраама, подобно всему остальному миру, стали терять ведение о Боге, удалились от добрых законов, напечатленных в природе, сотворенное из ничего стали почитать вечным, именовали божествами тварей, недавно получивших бытие. Посему-то Бог восхотел чрез Моисея научить истине его заблуждающихся современников, чтобы зло, перешедшее к ним, не распространилось на все веки. И Моисей, после чудес, совершенных им в Египте, после завета, заключенного в пустыне, пишет о сотворенных природах, приведенных в бытие из ничего, давая тем разуметь, что язычники ложно разумеют их богами, пишет о Боге, что Он един, пишет о тайнах Сына, предуказанных в самом творении" (Ефрем Сирин. Толков. на Быт., в начале). "В частности книга Бытия повествует о шести днях творения, о преступлении Адама и его изгнании из рая, об убиении Авеля его братом Каином, о взятии Еноха на небо, о построении Ноева ковчега, о бывшем при Ное потопе, о построении Вавилонской башни, о разделении языков и рассеянии народов, об исходе Авраама из земли Халдейской. Далее книга Бытия повествует о разрушении Содома, о законоположении обрезания, о клятве, запечатлевшей обетования Божия, данные Аврааму, о рождении Исаака, Иакова и 12 патриархов, о том, как Иосиф продан был братьями своими в Египет и там сперва ввержен был в темницу, а потом поставлен начальником над всем Египтом. Далее говорится о пришествии в Египет Иакова с 75 сыновьями, о благословении им патриархов-сыновей своих и смерти его" (Синопсис Афанасия). Таким образом книга Бытия обнимает историю 3799 лет, то есть целую половину всего времени стояния мiра, начиная от сотворения его до смерти Иакова, и разделяется на 50 глав. "Из всех свящ. книг книга Бытия написана наиболее ясно" (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания), поколику она изображает жизнь до закона, еще недалеко отстоявшую от периода детской простоты. Тем не менее у отцов Церкви можно найти много объяснений и толкований на все подробности содержания книги Бытия. Поименовать в особенности надлежит: десять бесед на Шестоднев св. Василия Великого, объясняющие повествование начальной главы книги Бытия о миротворении и, по выражению Григория Богослова, "приближающие читателя к Творцу и разъясняющие основание вселенной"; сочинение о Шестодневе св. Григория Нисского, служащее дополнением к Шестодневу Василия; 12 слов о рае с разъяснением второй и третьей главы книги Бытия св. Ефрема Сирина; обширное толкование на всю книгу Бытия св. Иоанна Златоуста в 67 беседах, выводящее уроки для жизни христиан из истории патриархов; толкование на кн. Бытия бл. Феодорита, Августина и др. Много есть и отдельных бесед св. отцов на разные предметы книги Бытия, напр. об Аврааме и его призвании, об обрезании (Быт.17:10-11), предзнаменовавшем духовное обрезание, нерукотворное, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове и погребении Ему крещением (Кол.2:11-12). "Пришествие Сына Божия Бог открыл Моисею, говоря: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему и той чаяние языков (Быт.49:10). Кто определит время, в которое оскудел князь и вождь во Иуде, тот найдет, что здесь возвещен не другой кто, но Господь наш Иисус Христос Чтобы грех Адама не был бессмертен, а зло не стало бесконечно и неисцельно, Бог удалил Адама, согрешившего от древа жизни, и вражду положил между змием и женою и ее семенем, пока не придет Семя предопределенное попрать главу змия, которое и родилось от Марии И Авраам, наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа, и увидел, и возрадовался (Ириней. Против ересей. Кн.3. Гл.23. Кн.4. Гл.7,10).10. "Вторая книга Исход написана тем же Моисеем и называется так потому, что изображает исшествие сынов Израилевых из Египта, бывшее спустя 430 лет после обетования, данного Аврааму и чрез 215 лет от переселения в Египет, ибо столько времени жили там израильтяне. Повествуется в книге о 10 казнях, посланных на фараона, египетского властителя, о том, как египетские волхвы, Ианний и Мамврий, сперва противостояли Моисею, а потом посрамленные удалились. Далее говорится, что фараон преследовал исшедший Израильский народ, что Израиль перешел посуху разделившееся Чермное море, а египтяне, преследовавшие его, потонули в нем вместе с фараоном. Излагается и законоположение о Пасхе, и превращение горькой воды в сладкую; дарование крастлей и послание манны, и изведение воды из камня, которому Моисей дал имя искушения и похуления, здесь же начало хранения субботы и божественное законодательство на горе Синае, данное чрез Моисея на двух каменных скрижалях, здесь же изображение устройства скинии и одежд первосвященнику и священникам; поставлена же была скиния, говорится, во втором году от исхода, в первое новомесячие" (Синопсис Афанасия). Таким образом книга Исход обнимает священную историю 145 лет от смерти Иосифа до построения скинии при Синае. У св. Кирилла Александр. есть сочинение: "Глафиры или высшие объяснения избранных мест книги Исход", в которых "таинство Христа проявилось в законной сени", и которые он объясняет, "оставляя истории то, что ей вполне приличествует, а то, что видимо служит к духовному истолкованию, прилагая к домостроительству во Христе". Такими "избранными" местами книги Исход св. Кирилл считает: повествование о рождении Моисея и соприкосновенных обстоятельствах (Исход.2:1-22), видение неопалимой купины (3:1-6), жертву пасхального агнца (гл.12), посвящение первенцев (13:11-13), повествование о древе, усладившем горькую воду (15:22-27), ниспослание хлеба небесного в виде манны (16:2-5), повествование о трех знамениях бывших при Моисее (4:1-9), повествование об ударенном камне, источившем воду (17:1-7), о схождении Бога на гору Синай и о предстоянии Израиля (19:10-13), о восхождении на гору Моисея и Аарона, также Навада и Авиуда и семидесяти старейшин (24:1-8), о покрывале на лице Моисея (34:27-35). "Моисей творит знамения и дает закон; так и Христос" (Златоуст. На Деян. Беседа 17, 1).11. "Книга Левит называется так потому, что содержит в себе начертание всего Левитского служения и того, как Аарон и сыновья его избираются из колена Левина и помазываются во священники, также различия всех жертв и всех свойств богослужения во храме и священнического служения. Излагаются и законы о каждой жертве, жертве спасения и жертве за вольное и невольное прегрешение; объясняется и то, как подобает каждое из приношений разделять и приносить. Описывается в сей книге и посвящение первосвященника и священников, различие и распознавание признаков проказы людей, одежд и стен дома, и излагается закон касательно их очищения; дается постановление о браках законных и незаконных; распределение чистых и нечистых животных, птиц, рыб и пресмыкающихся и какими из них заповедано было евреям питаться и от каких воздерживаться. Излагается заповедь о дне трубном в новомесячие седьмого месяца, также заповедь о великом посте, который называется субботою суббот и отпущением грехов, чтобы евреи совершали его в седьмом месяце, в десятый день месяца. Еще содержится постановление о празднике Кущей, чтобы быть ему в 15-й день того же месяца, и о других праздниках и свойственных им жертвах, об освобождении евреев, проданных в рабство, об оставлении долгов, об отдыхе, какой надлежало давать земле в каждый седьмой год. Засим снова воспоминается о законах, повелениях и свидетельствах, даются обетования исполнителям закона и жесточайшие угрозы нарушающим" (Синопсисы Афанасия и Иоанна Златоуста). Св. Кирилл Алекс. в "Глафирах" или высших объяснениях на книгу Левит выделяет следующие "избраннейшие" предметы сей книги, как знаменующие ближе таинство Христово: закон принесения начатков жит (2:14-16), заколение жертвы (3:1-6;6:24-29), обряд очищения проказы (14:1-9), закон о проказе домов, знаменующий падение подзаконного народа (14:33-45), закон о вхождении первосвященника во святое святых единою в лето (Левит.16:3-10). Еще подробнее тот же св. Кирилл Алекс. объясняет законы книги Левит о ветхозаветном святилище, священстве и всех видах жертвы в другом своем сочинении, именуемом "О поклонении и служении в духе и истине", а также св. Иоанн Златоуст в Толков. на Посл. к Евреям и на другие св. книги. "Из заповедей Моисея, говорит Златоуст, одни даны сами по себе, а другие для чего-то иного, напр., познавать Бога, а не убивать, не прелюбодействовать, заповедано по причине происходящей отсюда пользы, а приносить жертвы, соблюдать субботы и пр. заповедано не просто для того, чтобы это было только совершаемо само по себе Как дерево вырубают, когда оно имеет листья и ветви, а плодов не приносит, так и жертвоприношения иудеев, когда они приносились бесполезно, Бог отвергает у пророка Исаии" (Златоуст. На Исаию Беседа 1, 5).12. "Четвертая книга Моисея называется книгою Числ, потому что в ней показывается число всего народа по исчислению его. Исчислен же был народ от двадцатилетнего возраста и выше, всякий муж способный к войне, кроме колена Левина, и найдено число исчисленных 603550. Колено Левино исчислено отдельно от прочих колен, и было число их 22000. Исчислил Моисей и первенцев мужеского пола всех прочих колен и нашел число 22273, и, вместо сих первородных, Богу посвящены были левиты, ибо столько же было и левитов. Повелевается левитам очиститься, и они отделяются совершать дела Господни вместо народа, служить Аарону и сыновьям его. Еще повествуется в сей книге об обновлении жертвенника и о том, как помазана и освящена была скиния, о жертвоприношениях при обновлении жертвенника и указывается предел времени служения левитов (с 20 до 50 лет). Еще говорится о клятвенной воде обличения и излагается закон о назореях, повествуется о ниспослании роптавшему народу крастелей, об источении воды из камня, названной водою пререкания. Моисей послал соглядатаев, по одному из каждого колена, в том числе Иисуса Навина и Халева. Здесь восстал на Моисея сонм Кореев, поглощенный землею, Мариам, сестра Аарона, была поражена проказою и жезл Аронов произрастил плод. После сих обстоятельств Аарон умирает на горе Ор, и его место заступает Елиазар, сын его. Здесь же повествуется о Валааме и его ослице, проговорившей человеческим голосом, и о том, как постыжен был Валак, царь Моавитский. Когда же народ, по внушению Валаама, осквернился, Финеес пронзил мадианитянку и израильтянина Замврия за блуд и сим укротил гнев Божий. Когда народ, злословивший Моисея, был угрызаем змеями, то Бог, вняв прошению его, повелел сделать медного змея м вознесть его, дабы уязвленные, взирая на него, оставались живы. Здесь же Бог повелел Моисею и Елиазару сделать вновь счисление народа от 20 лет и выше, и найдено число их 601730; левитов же 23000. Сей осмотр был в Аравофе Моавском, против Иерихона, и в их числе сосчитанных не было ни одного из тех, которые были исчисляемы прежде, потому что они умерли, кроме Халева и Иисуса Навина. Описал Моисей в сей книге, по повелению Божию, и стены Израильтян, в которых они, по исходе из Египта, на некоторое время останавливались, всего 43 стана. После того, как евреи победили и умертвили Сиона, царя Аморейского и Ога, царя Васанского, повелевается Моисею отдать земли Рувиму, Гаду и половине колена Монассиина, дать города для жительства левитам и предместья городов, а также учредить города убежищ, три за Иорданом и три в земле Ханаанской" (синопсис Афанасия). "Целью описанных в книге исчислений народа было показать, как колена израильские размножались по благословению Божьему и в продолжение 220 лет от 70 душ возросли до 600000, владеющих оружием"(Ефрем Сирин. Толк. на Числа, в начале). В историческом порядке книга Числ обнимает время 38 лет и 9 месяцев странствования в пустыне.Св. Кирилл Алекс. в "Глафирах на кн. Числ" "избранными местами книги, на которую он пишет беседы, считает следующие: повествование о поражении проказой негодовавшей на Моисея Мариамны, знаменовавшей все еврейское общество (Числ.12), о 12 соглядавших обетованную землю, десяти неверовавших и двух веровавших (гл.13), о принесении начатков хлеба (гл.15:17), об очистительном пепле юницы (19), о медном змее (21). Равно и во всем описанном в книге Числ странствовании народа Божия в пустыне святые отцы видят образ человека-христианина в его земном странствовании к небесному обетованному отечеству под водительством Христа. Читай, например, сочинение бл. Иеронима "Книга истолковательная Фабиоле о 42 станах израильтян в пустыне".13. "Пятая и последняя книга Моисея Второзаконие называется так по двум причинам: во-первых потому, что книга сия повторялась или перечитывалась народу в каждый седьмой год, в день отпущения, почему Моисей и повелел сию книгу положить подле ковчега, во свидетельство, между тем как первые книги закона, данного на Хориве, были положены в самом ковчеге; во-вторых потому, что в книге Второзаконие Моисей повторяет прежде изложенное в книгах Исход, Левит и Числ" (Синопсис Афанасий ). "Это краткое повторение узаконений и событий, изложенных в предшествующих книгах, сделано было для нового поколения народа Божия, выросшего в пустыне. Сказует же Моисей и то, где и когда он преподал сие учение самому народу: обону страну Иордана, в пустыне, на западе, в четыредесятое лето, в первыйнадесять месяц, в первый день месяца, по "убиении Сиона, царя Аморрейска и Ога, царя Васанска" (Втор.1:1-4) (Феодорит. Толков. на Второз. Вопрос 1-й)". "Изложив свой повторительный закон с некоторыми, однако ж, новыми дополнениями его, Моисей присовокупляет к нему изречения проклятий и благословений, проклятий непокорным и благословений послушливым, и произносит великую речь об имеющих постигнуть их бедствиях, - что и исполнилось при нашествии ассириян и вавилонян. Упоминается здесь и о Самом Христе. Будет, - говорит Моисей, - живот твой висящ пред очами твоима (Втор.28:66). Здесь находится и сие изречение: тайная Господеви Богу, вам же явленная и чадом вашим (Втор.29:66); яко заповедь Его, говорится, не тяжка: не на небеси есть, глаголя: кто взыдет на небо; ниже об ону страну моря есть; но близ тебе есть глагол, во устах твоих (Втор.30:11-12). Сии слова, сказанные о заповедях закона, ап. Павел относит к вере во Христа (Рим.10:8). В заключении книги Моисей призывает Иисуса Навина и заповедует ему вести народ, не боясь врагов, но надеясь на помощь Божию, и в праздник Кущей читать закон всему народу. Самому же Моисею Бог предуказывает, что по смерти его народ будет служить идолам и за то понесет наказание. Пусть же будет, говорит Он, эта песня (гл.32) свидетельницею против них; ибо они никогда не забудут ее. Получив повеление взойти на гору Аварим, называвшуюся также Навав, и посмотреть оттуда на землю обетованную, и благословив каждое колено, Моисей скончался" (Синопсис Иоанна Златоуста). И в другом своем толковании (на 2Кор. Беседа 7) св. Иоанн Златоуст вторично возвращается к книге Второзакония и указывает в ней еще одно важное пророческое свидетельство. "Ты спросишь, где в книгах закона Господь сказал, что закон должен иметь конец во Христе? Он не только сказал о сем, но и самым делом показал это, во-первых тем, что все жертвы и всякое освящение заключил в одном месте, в храме, и сей храм после разрушил. Если бы Он не хотел отменить сии жертвы, то Он сделал бы одно из двух: или не разрушив оный, не запретил бы приносить те жертвы в других местах. Но вот теперь Он сделал эти жертвы невозможными, и таким образом самым делом объяснил, что постановления законные получили конец во Христе, ибо Христос осудил храм на разорение. Если же желаешь знать самые слова закона, определяющие конец его во Христе, то послушай самого законодателя, который говорит так: Пророка вам воздвигнет от братии вашея Господь Бог ваш, якоже мене, того послушайте по всему, елика аще речет к вам: будет же, всяка душа, яже аще не послушает пророка онаго, потребится от людей (Втор.18:15,18. Деян.3:22,23). Видишь ли, каким образом закон показал о себе, что он во Христе имеет конец" (Златоуст. на 2Кор. Беседа 7). Св. Кирилл Алекс. в своих "высших объяснениях на книгу Второзакония" выделяет еще следующие "избранные" места, имеющие отношение к таинству Христову: о юнице, еяже жилы пресечены в дебри (Втор.21:109), о пленнице, доброй обличием (21:10-14), о чистоте стана во время войны (23:9-14), о камнях с написанием закона на верху горы (27:1-8). По историческим событиям, упоминаемым в книге Второзакония, она обнимает два последних месяца последнего года странствования в пустыне.