Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные

14. Со времени заключения канона ветхозаветных книги, при Ездре, все указанные пять книг Моисея рассматриваются как одно целое под именем "закона" или "закона Моисеева", как называются эти книги и в Новом Завете, где о Моисее и его законе упоминается не менее 79 раз. Пятичастный состав так тесно и неизменно слился с представлением закона, как первого основоположения всего слова Божия, что древняя синагога применительно к нему разделяла и другие свящ. книги по пятикнижиям. "Пусть и то не будет сокрыто от тебя, добротолюбец, говорит св. Епифаний, что евреи и книгу Псалмов разделили на пять частей, так что и она представляет собою особое Пятикнижие" (Епифаний. О мерах. Гл.4.5). Блаж. Иероним думал, что пятикнижное деление состава ветхозаветных св. книг, бывшее в обычае, подало повод и апостолу Павлу выразиться о глаголании пяти слов в Церкви (1Кор.14:19) (Послание к Павлину. Об изучении Св. Писания).

Происхождению всего пятичастного состава книги закона от пророка Моисея нимало не противно то, что в заключении последней книги (Втор.34) говорится о смерти Моисея, об оплакивании его народом, гробнице его, с прибавлением величания самому Моисею: и не воста ктому пророк во Израили якоже Моисей. Это прибавление сделано собирателем кодекса Ездрою, по древнему обычаю. Подобным образом в заключении покаянного канона св. Андрея критского, в котором, по порядку времен, с кающеюся душою беседуют праотцы Адам, Авраам, Исаак, Моисей, цари и пророки, есть прибавление, сделанное от лица Церкви в виде молитвенного величания в честь самого св. Андрея: "Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский" По поводу слов Втор.34,6: и не увида никтоже погребения Моисея даже до сего дне, бл. Иероним говорит: "сегодняшним днем нужно считать день, в который написано это извещение, Моисеем ли, писателем Пятикнижия, или ездро., собирателем его произведения, - не спорю" (Иероним. О приснодевстве Богоматери. Книга против Елвидия).

15. Шестая книга Св. Писания Ветхого Завета, книга Иисуса Навина, открывает ряд исторических священных книг в более тесном смысле. "Надписывается она Иисус Навин, потому что в ней содержатся история и деяния Иисуса Навина, преемника Моисея.

Победив, таким образом, аморреев и всех царей их, Иисус Навин разделил землю девяти коленам и половине колена Манассиина и правил народом 26 лет. Скончался 110 лет. Труд разделения земли народу совершали, кроме Иисуса Навина, священник Елиазар, и по одному члену от каждого колена" (Синопсис Афанасия). Частные пункты, на которые учителя Церкви наиболее обращали внимание верующих читателей книги Иисуса Навина, суть: 1) самое имя Иисуса. "По кончине законодавца Моисея, Израиля ввел в обетованную землю Иисус, как по скончании всего закона явившийся Иисус отверз благочестивым Небесное Царствие" (Феодорит. Толков. на кн. Нав. В начале. Также Разговор Иустина с Трифоном 89,113). 2) Иисус Навин прежде назывался Озее, т.е. Спаситель, ибо он спас народ и ввел в обетованную землю; он был девственник, ибо нигде не говорится, что он имел жену и детей" (Иероним. Против Иовиниана. Кн.1). 3) "Когда сей пророк, при введении народа в обетованную землю, сражался с врагами, солнце стало; и когда Спаситель разрушил смертию смерть, солнце удержало лучи свои и среди полудня тма наполнила вселенную" (Феодорит. Толков. на кн. Нав. Вопрос 14). 4) Евреи не овладели всею обетованною землею, потому что для сохранения сообразного с законом образа жизни требовалась страна, заключенная в тесные пределы; закон повелевал трижды в год совершать праздники, соединяясь в одном месте. Сообразно с сим Бог ограничил евреев небольшим пространством земли, чтобы и ленивые без труда приходили в посвященное Богу святилище" (Феодорит, Толк. на кн. Суд. Вопрос 7). "Читай книгу Иисуса Навина, и ты узнаешь, какими тесными пределами ты ограничен, иудей, в своих владениях. От Дана до Вирсавии, это всего лишь 160 миль длины Что до широты твоей земли, то от Иоппии до маленькой деревни Вифлеем 45 миль, а далее идет огромная пустыня, населенная варварами, о которых говорится: пред лицеем всея братии вселится (Быт.16:12). Ты скажешь, что земля обетованная есть та, о которой говорится в книге Числ (гл.34): до потока египетского с юга, до великого моря с запада, до Емафа на севере, и что и за Иорданом находятся владения Рувима, Гада и полуколена Манассии. И я сознаюсь, что это тебе обещано, но не дано; обещано, если бы та не поклонялся Веельфегору и Ваалу, Веельзевулу и Хамосу, а так как их предпочел ты Богу, то и потерял все, что было тебе обещано Малость земли Израильской означает тесноту синагоги в сравнении с широтою Церкви" (Иероним. Письмо к Дардану. О земле обетованной). 5) Наконец книга Иисуса Навина дает общий урок послушания воле Божией. "О чем говорил народу Иисус Навин, вводя его в обетованную землю, о том же и по ныне говорит нам слово Божие: и ныне убойтися Господа и послужите Ему в правде и правоте". (Нав.24:14). (Ориген. Увещание к мучен. 17).

Что касается автора книги Иисуса Навина, то бл. Феодорит рассуждает о нем так: "Поелику в повествовании книги (10:13) после слов: и ста солнце и луна в стоянии, дондеже отмсти Бог врагом их, прибавлено: не сие ли есть написано в книгах праведнаго, - то отсюда открывается, что книгу написал не сам Навин, а некто другой из живших позже" (Феодорит. Толков. на кн. Нав. Вопрос 14). И синопсис Афанасия, приступая к книге И.Навина, говорит: "начиная с книги Навина даже до книги Ездры не вся теми написаны суть, их же надписание имут и о них же воспоминают; повествуется же, яко та написана суть от пророк, в коеждо время бывших". Но в книге Сына Сирахова о самом Иисусе Навине читаем следующее: крепок на бранех Иисус Навин и преемник Моисеев бысть во пророчестве, т.е. в писании св. книг (Сирах.46:1). И большая часть отцов Церкви приписывают написание книги самому Иисусу Навину (напр. Иероним. Посл. к Павлину, Об изучении Св. Писания). "Позднейшему писателю предание и не могло доставить столь многочисленных подробностей лиц и мест, какие здесь находятся. Притом, находящееся здесь описание раздела земель, в предупреждение опасных споров, необходимо должен быть сделан сам Иисус Навин". Прибавление же о смерти Иисуса Навина и погребении его сделано той же рукою собирателя св. книг, что и прибавление о смерти Моисея в книгах закона.

16. "Седьмая книга, Судей, называется так потому, что, по смерти Иисуса Навина, Бог посредством судей спасал народ, угнетаемый Хананеями, и в сей книге содержатся действия каждого из сих судей и время их жизни. Судии Израильские были следующие: первый Гофониил. Он умертвил Хусарсафоема, царя Месопотамского, в течении 40 лет притеснявшего народ. После Гофониила Аод обоедесноручный; он убил Еглома, царя Моавитского, притеснявшего народ 18 лет, и сам судил Израиля 80 лет. После него Самгар, сын Динахов, поразивший 600 иноплеменников ралом воловьим, судил народ один год. После сего Варак, сын Авинехов; он воевал против Иавина и Сисары, притеснявших Израиля 20 лет и судил Израиля 40 лет. После него Гедеон, он же и Иероваал; он поразил народ Мадиамский, Орива, Зива и Зевея и Салмана, начальников его, ниспроверг башню (города) Фануила и начальников его, в течении 7 лет притеснявших Израиля, избил тернами; судил Израиля 40 лет. После него Авимелех, сын Гедеона, бывший огнем из терния и для своих, начальствовал три года. После него Фола, правивший 23 года. После сего Иаир Галаадский; правил 22 года. После сего Иеффай Галаадский, победитель Аммонитян и Филистимлян, в течении 18 лет притеснявших Израиля. На брани он дал обет: принести в жертву кто первее изыдет в сретение ему по одержании победы. И принес в жертву отец дочь свою, изшедшую ему в сретение, позволив ей впрочем в продолжение двух месяцев в уединении оплакать свое девство. Судил народ 6 лет. После него Есевон из Вифлеема; судил 7 лет. После сего Елон Завулонянин - 10 лет. После сего Авдон Фарафанитянин - 8 лет. После сего Сампсонот колена Данова. Угнетавших Израиля в течении 40 лет Филистимлян он поразил челюстию ослею, другой раз жезлом, потом лисицами и наконец разрушением храма; судил Израиля 20 лет. Всех судей было числом 13; время же их 411 лет" (Синопсис Афанасия). Этим своим содержанием книга Судей, по словам бл. Феодорита, дает следующие уроки для назидания: 1) она учит, что Владыка Бог, по Своей отеческой любви, во время, когда Израильский народ преступал закон, предавал его иноплеменникам, употребляя сих как бы вместо жезла и бича, а затем, по раскаянии их, удостаивал всяческой попечительности; таким образом народ, при всяком нападении врагов, опытом дознавал Божие о нем попечение" (Феодорит, Толков. на кн. Судей. Вопросы 8 и 12). 2) Книга Судей учит, "сколько вредно безначалие и сколько полезны народу благочестивые правители" (Феодорит. Вопрос 7). 3) "В обличение тогдашних мужей, между которыми трудно найти достойного, книга судей учит, как дар пророчества приняла Деввора" (Феодорит. Вопрос 12).

Когда и кем написана книга Судей? По словам бл. Феодорита "книга Судей написана после того времени, которое она изображает, потому что в ней упоминается имя: Иерусалим, а сие наименование город получил впоследствии, вместо древнего имени Иевус" (Толк. на кн. Судей. Вопр.2). На основании Суд.18:31; 1:21; 17:6 точное время написания книги Судей положить можно между пленением ковчега или постановлением царя и завоеванием Иерусалима Давидом. Писателем же книги, по ветхозаветному преданию, был Самуил пророк.

17. "Восьмая книга Ветхаго Завета, Руфь, называется так потому, что содержит историю Руфи. Руфь была родом Моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному богопочитанию, и переселилась в Вифлеем иудейский; там сочеталась браком с Возом, из колена Иудина. От нея производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид - Иессея, Иессей - Давида" (Синопсис Афанасия). По такому содержанию книги Руфь бл. Августин (Христ. Наука. Кн.2. Гл.13) называет ее началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю Чарского дома Давида, и это тем более справедливо, что в книгах Царств нет других известий о предках Давида, а Иоанн Златоуст, в своем Синопсисе, причисляя псалмы Давида к пророческим книгам, рядом с псалмами помещает и книгу Руфь (пророческие книги суть: шестнадцать пророков, Руфь и Давид). Другие же отцы Церкви (св. Епифаний, Кирилл Иерус.), по примеру древней синагоги, соединяют книгу Руфь в одно с книгой Судей на том основании, что описанное в книге происшествие относится ко времени судей (Руф.1:1). Все это показывает, что книга Руфь, при небольшом своем объеме, имеет важное значение в общем составе Св. Писания, что она явилась не случайно и что она правильно занимает в греческой Библии и нашей славянской восьмое от начала место в числе священных книг (в еврейском каноне она занимает место между учительными книгами). "Не ради самого Давида написана книга, а ради Владыки Христа, потому что и Он произошел от Руфи по плоти". "Божественный Моисей, пиша книгу родства Иисуса Христа, упомянул Руфь Маовитянку, миновав знаменитых добродетелью жен, Сару, Ревекку и других, вразумляя сим, что единородный Сын Божий вочеловечился ради всех человеков, и иудеев и прочих народов, и грешных и праведных" (Феодорит. Толков. на кн. Руфь. Вопрос 1).Когда же написана книга Руфь? Происшествия, описанные в книге, случились во время судей (Руф.1:1), лет за сто до Давида. Написание же книги, как видно из ее заключения (4:22), принадлежит времени царя Давида и сделано одним из бывших тогда пророков.18. "Четыре книги Царств называются так потому, что излагают дела царей Иудейских и Израильских и число лет их" (Синопсис. Афанасий ). Первая книга Царств содержит в себе историю первого еврейского царя Саула с предшествовавшею историею пророка Самуила, при котором началось царское правление во Израиле и который помазал первых двух царей на царство. Вторая книга изображает царствование царя-пророка Давида до помазания Соломона, и историю разделившегося после него царства в той и другой его половине до смерти царя Иосафата. Четвертая книга Царств доводит историю царей до Вавилонсклго плена. "Из сих книг у Евреев первая соединяется с четвертою и также считается за одну книгу" (Ориген, Епифаний, Григорий Наз., Кирилл Иерус.)."Здесь потребно исчислить царей Иудейских по четырем книгам Царств, показать, какой был конец деятельности каждого из них и годы царствования их. И во-первых будем говорить о царях Иерусалимских. По смерти Саула, царствовавшего 40 лет, царствовал Давид над всем Израилем также 40 лет: в Хевроне 7 лет, а над всеми Израильтянами 33 года. Он творил правое во искренности сердца. При нем были пророки: Сумуил, Нафан и Гад. Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также 40 лет. И при нем были пророки: Нафан и Гад. Ровоам, сын Соломона, царствовал 17 лет и творил лукавое. При нем разделилось царство, и с ним в Иерусалиме осталось два колена: Иудино и Вениаминово; в Самарии же десять колен. При нем были пророки: Ахия Силонитянин, самей и Адда. Авия, сын Ровоама, царствовал 3 года; сердце его не было подобно Давидову, но ходил он во грехах отца своего; при нем был пророк Адда. Аса, сын Авии, царствовал 41 год и творил правое; но высоты (на которых совершались идольские жертвы) и при нем оставались. Пророки его времени были: Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын Асы, царствовал 25 лет и творил правое; но высоты оставались. После и он подвергся укоризне за то, что был в дружбе с Охозиею, царем Израильским, и принимал участие в делах его. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Иозиил, сын Захарии и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын Иосафата, царствовал 8 лет, и творил лукавое, ибо имел женою дочь Ахаава. При нем были пророки: Илия и Елисей. Охозия, сын Иорама, царствовал один год, и творил лукавое; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал 40 лет. Он умертвил Захарию; но прежде того творил он правое всею душою своею, пока был жив мудрый Иодай и наставлял его. Его убили рабы в том деме Маллони. При нем пророчествовал Захария, сын Иодая. Амасия, сын Иоаса, царствовал 29 лет, и в начале творил правое, но не так, как Давид. И при нем были пророки, но имена их не записаны. Впоследствии Амасия, поразив жителей Сеира, возгордился сим, стал служить Сеирским идолам и, преданный врагам, был убит. Азария, он же и Озия, царствовал 52 года и в начале творил правое, подобно отцу своему; но от успехов в делах возгордился и восхотел сам воскурить фимиам во храме, что подобало совершать одним священникам; за сие был поражен проказою. При нем был пророк Исаия. Иоафам, сын Озии, царствовал 16 лет, творя правое подобно отцу своему. И при нем был пророк Исаия. Ахаз, сын Иоафама, царствовал 16 лет и творил лукавое. И при нем были Исаия и Одид пророки. Езекия, сын Ахаза, царствовал 29 лет и творил правое совершенно как Давид. И при нем был Исаия. В его время, Синахирим и Рапсак, ассирийские богохульники, за свое богохульство как сами были поражены, так и войско их, 185000 числом; в одну ночь их истребил Ангел. Приблизившись уже к смерти, езекия получил вновь продолжениежизни на 15 лет. Манассия, сын Езекии, царствовал 55 лет и творил лукавое. Он восстановил то, что разрушил Езекия и был вторым Иеровоамом так же, как прежде Самария. Посему он и был отведен пленником в Вавилон. Но в плену, как написано в книгах Паралипоменон, он раскаялся, и Бог возвратил его в Иерусалим и снова даровал ему царство. Он умер с покаянием и поучая народ служить Богу, но не был погребен в городе Давидовом, а в саду Озы. Амон, сын Манассии, царствовал два года и творил лукавое, подобно отцу своему, и убили его рабы его; он погребен в саду Озы, как и отец его. Иосия, сын Амона, царствовал 31 год. Еще в осьмилетнем возрасте народ поставил его царем, и он творил правое, во всем следуя Давиду, не уклоняясь на направо, ни налево; он и рощи идольские вырубил и уничтожил всех идолов. Будучи 16 лет, он взыскал закон и нашед его пренебреженным, установил читать его, и Пасху совершил как заповедано. Его умертвил фараон Нехао, при Ефрате, во время сражения. При нем были пророки: Иеремия и Софония, и пророчица Олдама, жена Селима. Иоахаз, сын Иосии, царствовал три месяца и творил лукавое; его отвел в плен фараон Нехао. И при нем был Иеремия пророк. Елиаким, другой сын Иосии, переименованный в Иоакима, царствовал 11 лет и творил лукавое. Иехония, сын Иоакима, царствовал три месяца, творил лукавое и был переселен в Вавилон. Матфанию, сына Иехонии, Навуходоносор поставил царем, переименовав в Седекию; он царствовал 11 лет и творил лукавое. И при нем был пророк Иеремия. До сего времени существовало царство Иудейское и было разрушено, подобно Самарии. Город Иерусалим был взят, и все отведены пленниками в Вавилон с сосудами (дома Божия)"."Вот имена царей, бывших в самарии, и какой был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал. Иеровоам, сын Навата, царствовал 24 года. По разделении царств он первый царствовал в Самарии и творил лукавое, как никто другой. Опасаясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и обольстил народ, говоря: се бози, изведши тя из земли Египетския (3Цар12:28); он учредил и свои праздники, и своих жрецов, введя во грех всего Израиля, ибо все последующие цари подражали ему. При нем был пророк Ахия Силонитянин и другой обличивший его у жертвенника. Нават, сын Иеровоама, царствовал 2 года и творил лукавое. Из его рода никто уже более не царствовал. Вааса, из другого рода, царствовал 24 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Ила, сын Ваасы, царствовал 2 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Америй, из другого рода, царствовал 12 лет и творил лукавое. Ахаав, сын Амврия, царствовал 22 года и творил лукавок больше прочих. При нем были пророки: Илия, Елисей и Михей, и пророчествовавший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, поразивший его язвою и изобличивший Ахаава, и многие еще, кроме того, сыны пророческие. Охозия, сын Ахаава, царствовал 2 года и творил лукавое. И при нем были пророки Илия и Елисей. Илия, по слову Господню, поразил его пятидесятиначальников огнем. Иорам, другой сын Ахаава, царствовал 12 лет и творил лукавое; и из его рода уже никто более не царствовал. При нем Илия был взят на небо; а Елисей оставался до времени Иероваама, сына Иоасова, царя Израильского. Были при них и сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал 28 лет. Он истребил род Ахаава и пророков Ваала, и сокрушил истукан его. В этом он сотворил правое, и получил обетование, что потомки его будут на престоле до четвертого рода. Иоахаз, сын Ииуя, царствовал 17 лет и творил лукавое. Иоас, сын его, царствовал 16 лет и творил лукавое; он был в войне с Иерусалимом и взял оттуда золото и сосуды храма. Иеровоам, сын Иоаса, царствовал 41 год и творил лукавое. Захария, сын Иеровоама, царствовал 6 месяцев и творил лукавое. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иавмса, царствовал 30 дней и творил лукавое. Манаим, снова из иного рода, сын Гаддия, царствовал 20 лет и творил лукавое. Факия, сын Манаима, царствовал 10 лет и творил лукавое. При нем пророчествовали Исаия и Осия. Факей, из иного рода, сын Ромелиев, царствовал 20 лет; он убил Факию и творил лукавое. И при нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из иного рода, сын Илы, царствовал 9 лет; он убил Факея и творил лукавое, не в такой мере, однако, как его предшественники. Осия был последним царем Самарии. При нем сие царство прекратилось и Самария погибла, а затем поселились на ней Ассирияне, от которых произошли Самаряне, называемые также Кутеями. К сему надлежит присовокупить, что всех лет, протекших при царях Иерусалимских, было 474. все цари, начиная от Давида, в числе 21, были одного рода Давидова, по преемству наследуя царство сын от отца; правое творивших было девять, а творивших лукавое двенадцать, не считая Гофолии. Всех же лет протекших при царях самарийских 269 и 30 дней; всех царей было 18 из восьми различных родов; все творили лукавое, уподобляясь в грехах Иеровоаму" (Синопсисы Иоанна Златоуста и Афанасия).Из содержания книг Царств св. отцы усматривают цель книги и высшие в ней назидания верующим таковые:1) В истории дома Давидова изобразить историю родства Иисуса Христа, сына Давидова по плоти.