Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные

2) В изображении совокупной истории народа Израильского, непрерывных на него нападений со стороны врагов более сильных и многочисленных, чем он, предъизобразить малочисленность верующих, их всегдашнее томление и страдания от внешних нападений врагов спасения (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания), и, с другой стороны, силу Божественного промышления, проявляющегося в немощи". "Пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприязненным нападениям" (Феодорит. Толк. на 3Цар. Вопр.36).

3) Усматриваем из книг Царств и то, что ни в какое время Ветхого Завета языческий мир не был презираем. Храм истинному Богу, построенный Соломоном в Иерусалиме, один для всего Израильского народа, был открыт также и для язычников. В лице Тирского царя Хирама и его народа, языческий мир участвовал в самом построении ветхозаветного храма.

4) Еще усматриваем в книге Царств следующее. "Пророк Илия приносит жертву на горе Кармил, хотя по закону для сего надлежало идти в храм Иерусалимский. Из сего явствует, что закон совершать Богослужение в одном месте дан был израильтянам только в виду их крайнего легкомыслия, чтобы, получив позволение приносить жертвы везде, они не стали поклоняться и Богам лжеименным" (Феодорит. Толк. на 3Цар. Вопр.56). "В пророчестве же о пресечении дома Илия надлежит видеть предуказание о пресечении всего вообще иудейского священства" (Феодорит. Толк. на 1Цар.27-36).

О писателях деяний царей Иудейских и Израильских в Синопсисах Иоанна Златоуста и Афанасия читаем следующее: "Все деяния царей изложили следующие лица: о Давиде писали пророки Самуил, Нафаан и Гад; о Соломоне пророки Нафан и Ахия; об Иеровоаме - пророки Самей и Адда; об Авии - пророк Адда. Об Асе написано в книге словес дней царей Иудиных. Об Иосафате писал пророк Ииуй, сын Анании, написавший книгу царей Израильских; об Иоасе написано в летописце царском; об Амасии в книге царей Иудейских и Израильских; об Озии писал пророк Исаия; об Иоафаме - писано в книге царей Иудейских и Израильских; об Ахазе - в книге царей Иудейских и Израильских; об Езекии писал пророк Исаия, сын Амосов; о Манассии написано в словесех провидящих; об Иосии - в книге царей Иудейских и Израильских; об Иоакиме - в книге царей Иудейских и Израильских". Из сих свидетельств, находящихся в самих книгах Царств и Паралипоменон, в заключении повествований о каждом отдельном царствовании, бл. Феодорит выводит заключение, что "пророки соблюдали обычай записывать по ряду то, что совершалось в их время, и что дальнейшие пророки соединили их последовательные повествования в одну священную летопись, образовавшую четыре книги Царств" (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие. На 2Цар. Вопр.4. На 4Цар. Вопр.49). Такое соединение двух первых книг Царств бл. Иероним приписывает пророку Самуилу, согласно иудейскому преданию (Посл. к Павлину. Об изъяснении Св. Писания); образование же третьей и четвертой книги Царств с вероятностью приписывается Ездре.

19. "Первая и вторая книга Паралипоменон (т.е. оставленных) так называется потому, что в них содержится многое опущенное в книгах Царств. В первой книге излагается родословие всех колен от Адама до царей, по родам, племенам, семействам и домам. Говорится также о поставлении Давидом поющих и играющих на музыкальных инструментах. Есть и другие прибавления о царях и родах" (Синопсис 1 Златоуста). Прибавления сии касаются особенно деяний Иудейских царей и преимущественно имевших отношение к вере и богослужению. Но, кроме многих дополнений, книги Паралипоменон повторяют много и такого, что уже находится в книгах Царств. Об этих повторениях нужно сказать то же, что св. Иоанн Златоуст говорит о повторениях у четырех Евангелистов. "Когда не один писатель, а четверо пишут не в одно и то же время, не в одном и том ж месте, не сносясь и не сговариваясь между собою, и при всем том пишут совершенно согласно, как будто сказанное одними устами, то это служит сильнейшим доказательством истины" (Златоуст, На Матфея Беседа 1). По словам бл. Феодорита, причиною повторений, встречающихся в книгах Царств и Паралипоменон. было, между прочим, и то, что здесь совместно изображалась история двух разделившихся царств. "Иногда пересказав многое о котором либо одном царстве и перейдя к другому, автор считает нужным повторить уже сказанное для соблюдения последовательности" (Феодорит, Толк. на 3Цар. Вопр.41). Другой причиною повторений, по истолкованию бл. Феодорита, было то, что книгу сию, как и книги Царств, писал не один пророк, а целый сонм пророков летописцев (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие). О дальнейшем же высшем значении книг Паралипоменон бл. Иероним выражается так: "никто не может считать себя знающим Св. Писание, если он не знает книг Паралипоменон, ибо здесь везде затраиваются умолчанные в книгах Царств истории и излагаются бесчисленные евангельские вопросы" (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания)* Частные истолкования книг Царств и Паралипоменон читатель найдет у бл. Феодорита и св. Ефрема Сирина вместе с толкованием и всех предшествующих книг. На историю Самуила и Саула, Давида, пророка Илии есть несколько назидательных бесед Иоанна Златоуста; на историю "священника Илии, нерадившего о воспитании детей своих" Ефрема Сирина и др.

* Это замечание бл. Иеронима о книгах Паралипоменон встречается при переводе книг Паралипоменон в древних рукописных славянских изданиях книг Ветхого Завета (Описание слав. рукоп. Синод. Библиотеки. С.41-42).

Нужно заметить, что находящаяся в конце второй книги Паралипоменон "молитва Манассии, царя Иудейска, егда пленен держашеся в Вавилон", не отмеченная исчислением стихов, не находится в тексте еврейских священных книг, какой сохраняется доныне.

20. "Первая книга Ездры называется так потому, что сам Ездра, бывший священником и чтецом, рассказывает и описывает в ней возвращение сынов Израильских из Персии во Иерусалим. Это возвращение последовало сначала с соизволения, а потом по повелению царей Кира и Дария, данному Иисусу, сыну Иоседекову, Ездре и Зоровавелю, потому что тогда исполнилось уже 70 лет гнева Божия. Возвратившихся из плена потомков Иуды и Вениамина вместе с левитами было числом 42360, рабов и рабынь их было 7334, певцов было 2455, верблюдов 435, ослов 6720. Строителями (Иерусалима и храма) были Зоровавель, Иисус, сын Иоседеков и Немия; Ездра же, как опытный в законе, сам предносил и читал закон, располагал всем, что относится к храму и левитам. Он сделал распоряжение на основании закона, чтобы взявшие чужеземных жен во время плена отвергли их. И все отвергли их и очистились" (Синопсисы Афанасия и Златоуста).Для верующего читателя Св. Писания ясна цель этой книги. Так как бывшие до плена Вавилонского пророки предсказывали 70 лет гнева Божия и пребывания в плену (Ис.45:1; Иер.25 и 29), то книга Ездры имеет целью удостоверить точное исполнение этого пророчества. Еще важнее то, что здесь проясняется книга родства Иисуса Христа по плоти, потому что упомянутый здесь Зоровавель, главный виновник освобождения из плена, происходил из царского рода Давида и в Евангелиях показан в числе предков Спасителя (Мф.1:12-13. Лк.2:27).21. "Книга Неемии говорит о возвращении иудеев из плена, подобно книге Ездры, дополняя ее; много повествует об евнухе Неемии, как он просил о построении храма" (Синопсис Златоуста и Афанасия). Неемия, служивший виночерпием у царя Артаксеракса, услышав о печальном состоянии своего отеческого города Иерусалима, все еще остававшегося наполовину в развалинах, по молитве обнаружил пред царем свою скорбь; и, вместе с позволением возобновить оный, получил от царя письма к областным правителям с повелением о вспоможении иудеям. По прибытии в Иерусалим, Неемия в 52 дня возобновил городские стены Иерусалима и освятил их торжественным обхождением. "Затем книга повествует, как Ездра читал закон, а Иисус, Ваней, Саравия и другие толковали его народу. Ездра, читая, научал богопознанию, а народ уразумел читаемое и совершил Пасху, а в седьмой месяц совершил пост и праздник кущей, как написано: яко не сотворивший тако от дней Иисуса Навина (Неем.8:17)". Таким образом возобновлен был завет с Богом по точному смыслу закона Моисея.Писатель книги Неемии ясно указан в надписании книги: словеса Неемии, сына Ахалиина (1:1). В первой части книги, где Неемия излагает главным образом свою деятельность, он и говорит о себе в первом лице.Вторая книга Ездры содержит некоторые части книги Паралипоменон и первой книги Ездры, переведенные на греческий язык, и в еврейском каноне в таком соединении неизвестна. Ее нет и в списках библейских книг в правилах апостольских и собора Лаодикийского, у св. Афанасия, Григория, Амфилохия; во всех сих списках хотя упоминается вторая книга Ездры, но под этим именем разумеется книга Неемии. Итак, книга, надписанная в славянской Библии: вторая книга Ездры, не есть особая каноническая книга, а повторение из предшествующих книг в переводе на греческий язык, с некоторыми неканоническими прибавлениями.Книгами Ездры (первою) и Неемии оканчиваются исторические канонические книги Ветхого Завета общего содержания. Будучи историею одного народа, носителя завета Божия, эти богодарованные книги дают единственно верные путеводные нити и для все истории человеческого рода. "Что касается писателей языческих, то одни из них, почитая мир несотворенным, терялись в бесконечном, другие, признавая его сотворенным, говорили, что протекло с того времени пятьдесят миллионов три тысячи семьдесят пять лет. Так показывает Аполлоний Египтянин. Платон же показывает, что тьма тем лет протекло от потопа до Дедала. Но уже и Платон признал, что нельзя познать истину, если Бог не научит о ней чрез Свой закон. Сию истину знаем мы, наученные от святых пророков, исполненных Святаго Духа Божия, говоривших не в противоречии друг другу, как языческие писатели, а в полном согласии и предвозвещавшие будущие события всего мира.Между тем пророк Молисей жил за тысячу лет прежде завоевания Трои" (Св. Феофил Антиох. 2-го века. Три книги к Автолику о вере христианской. Кн.3. 16.17.26.29). В общей сложности времени ветхозаветной истории от сотворения мира до Рождества Христова, по исчислению древних христианских писателей, протекло 5500 лет: по счету же, принятому в общенародное употребление Греками со времени императора Ираклия, от них и нами, 5508 лет.