Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные

17. "Восьмая книга Ветхаго Завета, Руфь, называется так потому, что содержит историю Руфи. Руфь была родом Моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному богопочитанию, и переселилась в Вифлеем иудейский; там сочеталась браком с Возом, из колена Иудина. От нея производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид - Иессея, Иессей - Давида" (Синопсис Афанасия). По такому содержанию книги Руфь бл. Августин (Христ. Наука. Кн.2. Гл.13) называет ее началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю Чарского дома Давида, и это тем более справедливо, что в книгах Царств нет других известий о предках Давида, а Иоанн Златоуст, в своем Синопсисе, причисляя псалмы Давида к пророческим книгам, рядом с псалмами помещает и книгу Руфь (пророческие книги суть: шестнадцать пророков, Руфь и Давид). Другие же отцы Церкви (св. Епифаний, Кирилл Иерус.), по примеру древней синагоги, соединяют книгу Руфь в одно с книгой Судей на том основании, что описанное в книге происшествие относится ко времени судей (Руф.1:1). Все это показывает, что книга Руфь, при небольшом своем объеме, имеет важное значение в общем составе Св. Писания, что она явилась не случайно и что она правильно занимает в греческой Библии и нашей славянской восьмое от начала место в числе священных книг (в еврейском каноне она занимает место между учительными книгами). "Не ради самого Давида написана книга, а ради Владыки Христа, потому что и Он произошел от Руфи по плоти". "Божественный Моисей, пиша книгу родства Иисуса Христа, упомянул Руфь Маовитянку, миновав знаменитых добродетелью жен, Сару, Ревекку и других, вразумляя сим, что единородный Сын Божий вочеловечился ради всех человеков, и иудеев и прочих народов, и грешных и праведных" (Феодорит. Толков. на кн. Руфь. Вопрос 1).

Когда же написана книга Руфь? Происшествия, описанные в книге, случились во время судей (Руф.1:1), лет за сто до Давида. Написание же книги, как видно из ее заключения (4:22), принадлежит времени царя Давида и сделано одним из бывших тогда пророков.

18. "Четыре книги Царств называются так потому, что излагают дела царей Иудейских и Израильских и число лет их" (Синопсис. Афанасий ). Первая книга Царств содержит в себе историю первого еврейского царя Саула с предшествовавшею историею пророка Самуила, при котором началось царское правление во Израиле и который помазал первых двух царей на царство. Вторая книга изображает царствование царя-пророка Давида до помазания Соломона, и историю разделившегося после него царства в той и другой его половине до смерти царя Иосафата. Четвертая книга Царств доводит историю царей до Вавилонсклго плена. "Из сих книг у Евреев первая соединяется с четвертою и также считается за одну книгу" (Ориген, Епифаний, Григорий Наз., Кирилл Иерус.).

"Здесь потребно исчислить царей Иудейских по четырем книгам Царств, показать, какой был конец деятельности каждого из них и годы царствования их. И во-первых будем говорить о царях Иерусалимских. По смерти Саула, царствовавшего 40 лет, царствовал Давид над всем Израилем также 40 лет: в Хевроне 7 лет, а над всеми Израильтянами 33 года. Он творил правое во искренности сердца. При нем были пророки: Сумуил, Нафан и Гад. Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также 40 лет. И при нем были пророки: Нафан и Гад. Ровоам, сын Соломона, царствовал 17 лет и творил лукавое. При нем разделилось царство, и с ним в Иерусалиме осталось два колена: Иудино и Вениаминово; в Самарии же десять колен. При нем были пророки: Ахия Силонитянин, самей и Адда. Авия, сын Ровоама, царствовал 3 года; сердце его не было подобно Давидову, но ходил он во грехах отца своего; при нем был пророк Адда. Аса, сын Авии, царствовал 41 год и творил правое; но высоты (на которых совершались идольские жертвы) и при нем оставались. Пророки его времени были: Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын Асы, царствовал 25 лет и творил правое; но высоты оставались. После и он подвергся укоризне за то, что был в дружбе с Охозиею, царем Израильским, и принимал участие в делах его. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Иозиил, сын Захарии и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын Иосафата, царствовал 8 лет, и творил лукавое, ибо имел женою дочь Ахаава. При нем были пророки: Илия и Елисей. Охозия, сын Иорама, царствовал один год, и творил лукавое; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал 40 лет. Он умертвил Захарию; но прежде того творил он правое всею душою своею, пока был жив мудрый Иодай и наставлял его. Его убили рабы в том деме Маллони. При нем пророчествовал Захария, сын Иодая. Амасия, сын Иоаса, царствовал 29 лет, и в начале творил правое, но не так, как Давид. И при нем были пророки, но имена их не записаны. Впоследствии Амасия, поразив жителей Сеира, возгордился сим, стал служить Сеирским идолам и, преданный врагам, был убит. Азария, он же и Озия, царствовал 52 года и в начале творил правое, подобно отцу своему; но от успехов в делах возгордился и восхотел сам воскурить фимиам во храме, что подобало совершать одним священникам; за сие был поражен проказою. При нем был пророк Исаия. Иоафам, сын Озии, царствовал 16 лет, творя правое подобно отцу своему. И при нем был пророк Исаия. Ахаз, сын Иоафама, царствовал 16 лет и творил лукавое. И при нем были Исаия и Одид пророки. Езекия, сын Ахаза, царствовал 29 лет и творил правое совершенно как Давид. И при нем был Исаия. В его время, Синахирим и Рапсак, ассирийские богохульники, за свое богохульство как сами были поражены, так и войско их, 185000 числом; в одну ночь их истребил Ангел. Приблизившись уже к смерти, езекия получил вновь продолжениежизни на 15 лет. Манассия, сын Езекии, царствовал 55 лет и творил лукавое. Он восстановил то, что разрушил Езекия и был вторым Иеровоамом так же, как прежде Самария. Посему он и был отведен пленником в Вавилон. Но в плену, как написано в книгах Паралипоменон, он раскаялся, и Бог возвратил его в Иерусалим и снова даровал ему царство. Он умер с покаянием и поучая народ служить Богу, но не был погребен в городе Давидовом, а в саду Озы. Амон, сын Манассии, царствовал два года и творил лукавое, подобно отцу своему, и убили его рабы его; он погребен в саду Озы, как и отец его. Иосия, сын Амона, царствовал 31 год. Еще в осьмилетнем возрасте народ поставил его царем, и он творил правое, во всем следуя Давиду, не уклоняясь на направо, ни налево; он и рощи идольские вырубил и уничтожил всех идолов. Будучи 16 лет, он взыскал закон и нашед его пренебреженным, установил читать его, и Пасху совершил как заповедано. Его умертвил фараон Нехао, при Ефрате, во время сражения. При нем были пророки: Иеремия и Софония, и пророчица Олдама, жена Селима. Иоахаз, сын Иосии, царствовал три месяца и творил лукавое; его отвел в плен фараон Нехао. И при нем был Иеремия пророк. Елиаким, другой сын Иосии, переименованный в Иоакима, царствовал 11 лет и творил лукавое. Иехония, сын Иоакима, царствовал три месяца, творил лукавое и был переселен в Вавилон. Матфанию, сына Иехонии, Навуходоносор поставил царем, переименовав в Седекию; он царствовал 11 лет и творил лукавое. И при нем был пророк Иеремия. До сего времени существовало царство Иудейское и было разрушено, подобно Самарии. Город Иерусалим был взят, и все отведены пленниками в Вавилон с сосудами (дома Божия)".

"Вот имена царей, бывших в самарии, и какой был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал. Иеровоам, сын Навата, царствовал 24 года. По разделении царств он первый царствовал в Самарии и творил лукавое, как никто другой. Опасаясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и обольстил народ, говоря: се бози, изведши тя из земли Египетския (3Цар12:28); он учредил и свои праздники, и своих жрецов, введя во грех всего Израиля, ибо все последующие цари подражали ему. При нем был пророк Ахия Силонитянин и другой обличивший его у жертвенника. Нават, сын Иеровоама, царствовал 2 года и творил лукавое. Из его рода никто уже более не царствовал. Вааса, из другого рода, царствовал 24 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Ила, сын Ваасы, царствовал 2 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Америй, из другого рода, царствовал 12 лет и творил лукавое. Ахаав, сын Амврия, царствовал 22 года и творил лукавок больше прочих. При нем были пророки: Илия, Елисей и Михей, и пророчествовавший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, поразивший его язвою и изобличивший Ахаава, и многие еще, кроме того, сыны пророческие. Охозия, сын Ахаава, царствовал 2 года и творил лукавое. И при нем были пророки Илия и Елисей. Илия, по слову Господню, поразил его пятидесятиначальников огнем. Иорам, другой сын Ахаава, царствовал 12 лет и творил лукавое; и из его рода уже никто более не царствовал. При нем Илия был взят на небо; а Елисей оставался до времени Иероваама, сына Иоасова, царя Израильского. Были при них и сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал 28 лет. Он истребил род Ахаава и пророков Ваала, и сокрушил истукан его. В этом он сотворил правое, и получил обетование, что потомки его будут на престоле до четвертого рода. Иоахаз, сын Ииуя, царствовал 17 лет и творил лукавое. Иоас, сын его, царствовал 16 лет и творил лукавое; он был в войне с Иерусалимом и взял оттуда золото и сосуды храма. Иеровоам, сын Иоаса, царствовал 41 год и творил лукавое. Захария, сын Иеровоама, царствовал 6 месяцев и творил лукавое. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иавмса, царствовал 30 дней и творил лукавое. Манаим, снова из иного рода, сын Гаддия, царствовал 20 лет и творил лукавое. Факия, сын Манаима, царствовал 10 лет и творил лукавое. При нем пророчествовали Исаия и Осия. Факей, из иного рода, сын Ромелиев, царствовал 20 лет; он убил Факию и творил лукавое. И при нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из иного рода, сын Илы, царствовал 9 лет; он убил Факея и творил лукавое, не в такой мере, однако, как его предшественники. Осия был последним царем Самарии. При нем сие царство прекратилось и Самария погибла, а затем поселились на ней Ассирияне, от которых произошли Самаряне, называемые также Кутеями. К сему надлежит присовокупить, что всех лет, протекших при царях Иерусалимских, было 474. все цари, начиная от Давида, в числе 21, были одного рода Давидова, по преемству наследуя царство сын от отца; правое творивших было девять, а творивших лукавое двенадцать, не считая Гофолии. Всех же лет протекших при царях самарийских 269 и 30 дней; всех царей было 18 из восьми различных родов; все творили лукавое, уподобляясь в грехах Иеровоаму" (Синопсисы Иоанна Златоуста и Афанасия).

Из содержания книг Царств св. отцы усматривают цель книги и высшие в ней назидания верующим таковые:

1) В истории дома Давидова изобразить историю родства Иисуса Христа, сына Давидова по плоти.

2) В изображении совокупной истории народа Израильского, непрерывных на него нападений со стороны врагов более сильных и многочисленных, чем он, предъизобразить малочисленность верующих, их всегдашнее томление и страдания от внешних нападений врагов спасения (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания), и, с другой стороны, силу Божественного промышления, проявляющегося в немощи". "Пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприязненным нападениям" (Феодорит. Толк. на 3Цар. Вопр.36).3) Усматриваем из книг Царств и то, что ни в какое время Ветхого Завета языческий мир не был презираем. Храм истинному Богу, построенный Соломоном в Иерусалиме, один для всего Израильского народа, был открыт также и для язычников. В лице Тирского царя Хирама и его народа, языческий мир участвовал в самом построении ветхозаветного храма.4) Еще усматриваем в книге Царств следующее. "Пророк Илия приносит жертву на горе Кармил, хотя по закону для сего надлежало идти в храм Иерусалимский. Из сего явствует, что закон совершать Богослужение в одном месте дан был израильтянам только в виду их крайнего легкомыслия, чтобы, получив позволение приносить жертвы везде, они не стали поклоняться и Богам лжеименным" (Феодорит. Толк. на 3Цар. Вопр.56). "В пророчестве же о пресечении дома Илия надлежит видеть предуказание о пресечении всего вообще иудейского священства" (Феодорит. Толк. на 1Цар.27-36).О писателях деяний царей Иудейских и Израильских в Синопсисах Иоанна Златоуста и Афанасия читаем следующее: "Все деяния царей изложили следующие лица: о Давиде писали пророки Самуил, Нафаан и Гад; о Соломоне пророки Нафан и Ахия; об Иеровоаме - пророки Самей и Адда; об Авии - пророк Адда. Об Асе написано в книге словес дней царей Иудиных. Об Иосафате писал пророк Ииуй, сын Анании, написавший книгу царей Израильских; об Иоасе написано в летописце царском; об Амасии в книге царей Иудейских и Израильских; об Озии писал пророк Исаия; об Иоафаме - писано в книге царей Иудейских и Израильских; об Ахазе - в книге царей Иудейских и Израильских; об Езекии писал пророк Исаия, сын Амосов; о Манассии написано в словесех провидящих; об Иосии - в книге царей Иудейских и Израильских; об Иоакиме - в книге царей Иудейских и Израильских". Из сих свидетельств, находящихся в самих книгах Царств и Паралипоменон, в заключении повествований о каждом отдельном царствовании, бл. Феодорит выводит заключение, что "пророки соблюдали обычай записывать по ряду то, что совершалось в их время, и что дальнейшие пророки соединили их последовательные повествования в одну священную летопись, образовавшую четыре книги Царств" (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие. На 2Цар. Вопр.4. На 4Цар. Вопр.49). Такое соединение двух первых книг Царств бл. Иероним приписывает пророку Самуилу, согласно иудейскому преданию (Посл. к Павлину. Об изъяснении Св. Писания); образование же третьей и четвертой книги Царств с вероятностью приписывается Ездре.19. "Первая и вторая книга Паралипоменон (т.е. оставленных) так называется потому, что в них содержится многое опущенное в книгах Царств. В первой книге излагается родословие всех колен от Адама до царей, по родам, племенам, семействам и домам. Говорится также о поставлении Давидом поющих и играющих на музыкальных инструментах. Есть и другие прибавления о царях и родах" (Синопсис 1 Златоуста). Прибавления сии касаются особенно деяний Иудейских царей и преимущественно имевших отношение к вере и богослужению. Но, кроме многих дополнений, книги Паралипоменон повторяют много и такого, что уже находится в книгах Царств. Об этих повторениях нужно сказать то же, что св. Иоанн Златоуст говорит о повторениях у четырех Евангелистов. "Когда не один писатель, а четверо пишут не в одно и то же время, не в одном и том ж месте, не сносясь и не сговариваясь между собою, и при всем том пишут совершенно согласно, как будто сказанное одними устами, то это служит сильнейшим доказательством истины" (Златоуст, На Матфея Беседа 1). По словам бл. Феодорита, причиною повторений, встречающихся в книгах Царств и Паралипоменон. было, между прочим, и то, что здесь совместно изображалась история двух разделившихся царств. "Иногда пересказав многое о котором либо одном царстве и перейдя к другому, автор считает нужным повторить уже сказанное для соблюдения последовательности" (Феодорит, Толк. на 3Цар. Вопр.41). Другой причиною повторений, по истолкованию бл. Феодорита, было то, что книгу сию, как и книги Царств, писал не один пророк, а целый сонм пророков летописцев (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие). О дальнейшем же высшем значении книг Паралипоменон бл. Иероним выражается так: "никто не может считать себя знающим Св. Писание, если он не знает книг Паралипоменон, ибо здесь везде затраиваются умолчанные в книгах Царств истории и излагаются бесчисленные евангельские вопросы" (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания)* Частные истолкования книг Царств и Паралипоменон читатель найдет у бл. Феодорита и св. Ефрема Сирина вместе с толкованием и всех предшествующих книг. На историю Самуила и Саула, Давида, пророка Илии есть несколько назидательных бесед Иоанна Златоуста; на историю "священника Илии, нерадившего о воспитании детей своих" Ефрема Сирина и др.* Это замечание бл. Иеронима о книгах Паралипоменон встречается при переводе книг Паралипоменон в древних рукописных славянских изданиях книг Ветхого Завета (Описание слав. рукоп. Синод. Библиотеки. С.41-42).Нужно заметить, что находящаяся в конце второй книги Паралипоменон "молитва Манассии, царя Иудейска, егда пленен держашеся в Вавилон", не отмеченная исчислением стихов, не находится в тексте еврейских священных книг, какой сохраняется доныне.