Пособие по аскетике для современного юношества

Предисловие

Предлагаемая книга обращена в первую очередь к юношам, получившим православное воспитание в детстве, с тем, чтобы помочь им преодолеть трудный барьер юности, чреватый многими соблазнами и искушениями, и при этом не потерять свою веру, не запятнать свою совесть, но стать сознательными православными христианами. Многое из сказанного здесь трудно понять человеку, не имевшему соответствующего духовного опыта. Обойти и совсем не затронуть эти вопросы невозможно, передать их всем понятным языком - вряд ли удастся. И дело тут не в возрасте читателя. Есть лица, которые постоянно ходят в храм, но никогда не переживали и никогда не поймут главного идейного стержня этой книги, потому что они никогда не переживали его всем своим существом. Эта центральная тема - обращение человека ко Христу как особый сверхчувственный опыт, как поворот духа, как решительная перемена в произволении, в самосознании, после которой человек и ощущает себя, и действительно становится христианином. Примерами таких обращений полны жития святых. О факте такого великого переворота в человеке говорят и святые Отцы, из которых нам ближе всего и понятнее выразился святитель Феофан Затворник.

Во времена христианского благочестия православные дети возрастали совсем в иной атмосфере, чем теперь, даже в нынешних верующих семьях и в православных школах. Mip все-таки был другим, не настолько глубоко, как теперь, погрязшим во зле. Человек Пушкинского или даже Шмелевского быта произволением своим поворачивался ко Христу как бы плавно и незаметно для самого себя, ведь ему не нужно было выходить из своего жизненного уклада. Поэтому-то обращение человека ко Христу, превращение его из номинального христианина в духовного и сознательного воина Небесного Воеводы далеко не всегда попадало в рассмотрение церковных писателей, и они редко заостряли на этом внимание. И лишь святитель Феофан в своем труде "Путь ко спасению" и святитель Игнатий в словах о таинстве крещения заговорили об обращении как центральном моменте всей духовной жизни. Это было время, когда многие христиане оставались таковыми лишь по имени, по быту, по общему государственному укладу, но уже не по совести, не по сердцу, не по горячему убеждению. Вера слабела в них все больше. Для нашего времени, когда весь уклад жизни сознательно задан в жестком антихристианском ключе, обращение особо важно и оно практически всегда драматично. Наряду с этим господствующее в современном мiровом Православии примиренчество и стремление к симбиозу с мiром привело к тому, что об обращении как-то забыли. Многие вновь удовлетворяются верою, выражающей себя лишь внешне, сводящейся только к выполнению ряда предписаний. Вокруг сказанного об обращении ко Христу построилось в книге и все прочее. Эта тема невольно затребовала соответствующего читателя, который по своей душе, по своей жизненной истории узнал бы, о чем идет речь. Попытки православного нравоучения для юношества, предпринятые современными церковными авторами, на наш взгляд, не всегда удовлетворительны именно с этой точки зрения. Юношей зачастую просто учат добру, не выделяя того судьбоносного момента, после которого человек становится сознательным христианином. Остается последний и главный вопрос: кому же адресовать свою работу, если далеко не всем взрослым, не говоря о юношестве, она подойдет? Скажем так: книга предназначается для чтения в кругу православной семьи, В чем-то приходится рассчитывать на помощь старших, которые могут скорее понять, узнать и передать подросткам сказанное на этих страницах.

Введение

Дорогие юные читатели! К тем, из вас, кто верит в Бога, кто желал бы жить достойно своей веры, кто знает, что такое человеческая душа, что она безсмертна, кто хотя бы слышал о заповедях Божиих, кто знает, что они учат добру, кто вообще любит это добро и стремится к нему - обращена наша книга. Если же для вас понятия о Боге, о совести, о добре и зле - лишь пустые и отвлеченные, мешающие жизни приятной - тогда, пожалуй, нам стоило бы поговорить о тех науках, которые вы проходите в школе - физике, химии, биологии - и досказать то, что недосказано в учебниках, но что очевидно вытекает из самих изучаемых наук. А вытекает из них следующее: мip не мог возникнуть и не может стоять сам собою; жизнь не сводима к движению атомов и молекул; законы материального бытия не определяют всего, а лишь вытекают из законов духовных; и наконец, нарушение этих последних разрушительно и опасно для человека и всей жизни на земле. Пытаясь поначалу отвернуться и убежать от законов нравственных, данных Богом, человек вновь возвращается к ним же. Если не подействовали убеждения морали, то могут сказать свое слово факты объективной науки. Еще совсем недавно многие люди пытались скрыться от Бога, обращаясь к физике и биологии, но именно там они вдруг стали пред Ним еще более явственно. Можно ли убежать от Вездесущего? Удастся ли спрятаться от Бога в той науке, законы которой Он Сам и установил? Внешнее познание о Боге, к которому приводит наука, способно расшевелить уснувшую душу. Но этого недостаточно. Настоящая вера, приводящая не просто к пробуждению, но к исцелению души, познаёт Бога не внешним убеждением, а путем внутреннего, сердечного общения. Самая характерная особенность вашего возраста как раз и состоит в том, что ваша душа неожиданно открывает для себя некий внутренний источник познания и начинает смотреть на мip совсем другими глазами. Это новое знание лежит не в области рассудка, а в области чувства, почему и говорят про юношей и девушек, ощутивших его в себе, что они теряют голову. Что бы ни говорили вам взрослые, о чем бы ни напоминали и собственные, еще не столь давние размышления, - вы чувствуете, что все это говорилось из совершенно иной сердечной настроенности. И вот юная душа отталкивается от всего простого и привычного. Окружающая жизнь и люди, даже самые близкие, кажутся чужими и холодными, - если только они не опьянены тем же дурманящим ароматом юности. Вчерашние подростки сознают себя умнее, чем прежде, более знающими жизнь, более понимающими ее сложность. И действительно, знание жизни, такое ее внутреннее постижение, как в эту пору, невозможно преподать за школьной партой. Начинается ниспровержение авторитетов, все подвергается пересмотру и критике. "Папы, мамы, учителя, - ну что они понимают? Дают задание: делать то и се, пятое и десятое, сообщают нечто из тех и других областей знания, но при всем том они совершенно неспособны понять, что происходит в моей душе... А что там происходит?.. Не могу сказать, но во всяком случае что-то очень большое, важное, к чему совершенно не подходит ни сухое школьное знание, ни отвлеченное наставление взрослых, которые учат нас жизни. Жизни-то они нас учат, но жизнь нашей души сейчас совсем другая. Потому и нет для нас авторитета, кроме как в своем собственном кругу, среди тех, кто, как и мы, отверг авторитеты и сам понял жизнь" - вот вкратце мысли юной души о проблеме отцов и детей. Хорошо, когда эта юная душа, инстинктивно направляясь к стремлениям высоким и достойным, все-таки находит их правильно. Увы, гораздо чаще получается все совсем иначе... Но не спеши, внезапно повзрослевшая и поумневшая душа! Ведь тебе не было еще ни двадцати, ни тридцати, ни сорока лет, ты не знаешь, чем люди мучаются в таком возрасте. А кто уже прошел эти годы, тому было когда-то и тринадцать, и пятнадцать, и восемнадцать. И напрасно ты думаешь, что взрослые забыли эти годы, когда сами подобно тебе "ходили на голове", никем не понятые, с бурно взрослеющими чувствами и с замедленным ростом рассудительности. Постарайся почувствовать и понять, что взрослые (хотя бы некоторые из них) говорят с тобою как бы с той стороны высокого забора, на который ты карабкаешься теперь, и рассказывают, какие они набили себе шишки, оказавшись по эту сторону. Ведь те же духовные опасности ждут и тебя, и тех, кто будет после тебя... Многие поэты и писатели, размышляя о юности, используют такой литературный образ - мотыльки, летящие ночью на огонек свечи. Доводилось ли вам самим наблюдать, как бедняжки легко обжигают свои крылышки и гибнут? Сравнение это не столько красивое, сколько суровое. Познание ночного блуждающего огонька оканчивается смертью. А смерть не игрушка. Что такое этот огонек свечки в сравнении с солнцем? - Ровно то же самое, что и новое ваше внутреннее душевное знание в сравнении с Божественным разумом и христианскою мудростью. Свет солнечный на земле необъятен, он живит и не обжигает. Огонек свечи заметен лишь в темноте, он манит к себе, он дает возможность что-то поблизости разглядеть, но для прикоснувшегося к пламени мотылька он смертельно опасен. Увы как часто юность оставляет истинное Солнце правды и берет взамен свечку своего собственного внутреннего познания, углубляясь с нею во тьму греховную! Как редко она способна верить слову старших, а если и прислушается иногда, то лишь по внешнему принуждению. Сколько ребят, даже будучи с детства приучены к вере, к молитве, к церковному благочестию, в эти годы как-то мгновенно теряют и то, и другое, и третье. Свое "Я" для них приобретает больший вес. Это "Я" ищет легкого и быстрого самоутверждения, самовыражения. Переставший быть ребенком вдруг видит, что мip вокруг довольно грязен и жесток, и если раньше взрослые еще пытались не показывать ему эту грязь, то теперь за это он уже не верит им. Гораздо легче и приятнее теперь послушаться того человека, который эту грязь назовет сладостью, притом вполне законной, естественной и небезобразной, да к тому же еще общепринятой. И вот уже юная душа, ищущая насыщения своих повзрослевших чувств и порывов, готова броситься в этот омут страстей, нырнуть туда с головою, и .лишь тогда дойдет до нее зловоние греха. Человек - существо, привыкающее ко всему. Ведь если долго работать в хлеву, то и его запах перестанет раздражать. Когда-то еще успеет познавший смолоду грех опомниться? Когда еще сумеет он понять, что грех совсем не сладок, даже если к нему привыкнешь? А если и одумается, найдет ли в себе силы встать и возвратиться на оставленный когда-то путь Христов - путь истины, добра и чистоты? Начиная этот разговор, мы не знаем, в каком состоянии находитесь вы, наши юные читатели. Стремясь познать жизнь, прошли ли вы "огни и воды", которые в сущности лишь блуждающие ночные огоньки соблазнов и мутные болотные топи страстей? Знаете ли грех и в какой мере? А если еще нет, то чем удерживаетесь от него? Только ли внешними обстоятельствами и запретами взрослых, (которые со временем все легче и легче преодолеваются), или теми внутренними преградами, которые именуются страхом Божиим и совестью? Хочешь ли, благоразумная душа, посмотреть в такое зеркало, в котором ты увидишь себя саму? Увидишь свое взросление, свои собственные чувства и искушения. Хочешь ли поглядеть? Только давай прежде договоримся, что, узнав себя и свою историю, ты будешь внимательна к себе, что один, только один авторитет на земле, ты подождешь отвергать. Нам, учителям, родителям, если не хочешь, не верь. Но как не верить зеркалу, в котором виден насквозь весь твой собственный путь? Не стремись только смотреться в такое зеркало, которое бы тебя приукрасило. Что же, иди и смотри. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3,1-7). Не узнала ли еще себя, душа? Тогда вот тебе перевод на современный язык. И сказал юной душе весь окружающий ее мip, во зле лежащий: правда ли, что христианское учение лишило тебя всех радостей и удовольствий жизни? Ответила душа: нет, нам многое позволено, но запрещено нам делать то, другое и третье, чтобы не умереть. И продолжал искуситель: ты не умрешь, но станешь Человеком с большой буквы, будешь жить своим, а не чужим умом. Ты, душа, познаешь, что ты сама - мерило всех вещей, что мip существует для тебя, а ты для своего удовольствия. И увидела душа, что запрещенное Богом красиво на вид и сладко на вкус, что легко и свободно вкушается другими. Вкусила и сама, дала и другим... Продолжить ли, юный друг? Доселе ты, возможно, узнаешь всю эту историю на себе самом, то есть сладкую часть ее. Горькую часть ты едва ли распробовал, она будет длиною в целую жизнь, а для нераскаянных продолжится и в вечности. Скажи, разве эта повесть не про нас с тобою? Разве мы не следуем дурному примеру праматери нашей? Как записавший эту историю тысячи лет назад мог так хорошо знать твою и мою душу? Значит, вероятно, стоит прислушаться. Не для того пала в грех наша праматерь, не для того рождала она детей в скорби и болезни, не для того Адам оплакивал падение свое все 930 лет своей жизни, и не для того передавали люди детям и внукам в течение стольких веков эту повесть, чтобы она, дав нам ключ к пониманию собственной души, оставалась бы для нас праздною или сказочною! Бог никого не приводит к Себе насильно, помимо или против человеческой воли. В вашем возрасте становление личности идет быстрее всего. Теперь вы в наибольшей степени на распутии жизни. Какую выбрать дорогу? Речь, конечно, не о профессии и не о месте жительства. Мы имеем в виду цель и смысл жизни: высокою ли она будет или низкою, на уровне сознания, или безсловесного инстинкта? Простой выбор одного из двух стоит перед тобою: Бог, свет, жизнь, чистая радость на одной стороне; самодовлеющее "Я", грех, смерть, мучение - на другой. Когда взрослые крестят младенца, а затем приобщают его к источникам благодатной церковной жизни, они лишь помогают ему в будущем самостоятельно выбрать добро, выбрать путь Божий. Но самого выбора они на себя взять не могут. Младенцы не выбирают, они только подражают старшим и слушаются их. А вам предстоит выбирать направление жизни, даже если вы об этом не задумываетесь. Выросла душа, раскрылись в ней новые мысли и чувства, - вот и новые задачи встают перед нею. Верующим юношам и девушкам надо как бы вновь обретать свою веру, делать ее своею, а не бабушкиною. И тем, кто ненаучен вере в Бога, лучше всего именно сейчас к ней обратиться, пока душа не зачерствела, отравившись тяжкими грехами. Ты уже, вероятно, слышал такое вульгарное философское рассуждение: один раз живем, нужно взять от жизни побольше. Слышал его когда-то и святой апостол Павел, и передал еще проще: станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15, 32). Это общий девиз материалистов, но именно они-то, как ни странно, прожигают жизнь зря и не берут от нее самое важное и нужное. На самом деле не только жизнь, но и молодость наша дается нам один только раз. Каждый год молодости неповторим, а его потери невосполнимы. То, что потеряно и не сделано в жизни на 43-м году, можно наверстать на 44-м, но то, что утрачено в 16 лет, гораздо труднее вернуть в 17. И невозможно вернуть себе прожитый бездумно и бездарно год. Самое драгоценное сокровище для человекасмысл его жизни, цель ее, притом высокая и достойная. В молодости многое предрасполагает человека к тому, чтобы найти ее, не ошибиться в поиске и затем посвятить этой цели всю жизнь. Бывает, что люди найдут ее только под старость и уже не могут служить этой цели - сколько примеров тому встречает в церкви каждый священник. И если ты за всю свою молодость ни разу не влюбишься, даже ни разу не засмеешься, если даже все это время будешь прикован к постели, но при этом обретешь Христову веру как свою, - можно уверенно сказать что молодость твоя прошла не зря, ты взял от нее самое главное. Зато юность, прожитая в разгуле, погублена безнадежно, она оставляет после себя духовную пустыню. Итак, ищи от жизни большого, прежде чем рассыпаться по ее мелким сладостям и шалостям, чаще всего отнюдь не невинным. А большое - это вера в Бога и добродетель, позволяющая быть в общении с Ним. В детстве все доброе дается легче, почти без усилий, но зато не очень надежно. Теперь путь к добродетели станет для вас труднее, но пройдя его, вы станете верными сынами Божиими, получите такое великое богатство духовное, которое теперь невозможно вам и описать, и поймете, что только ради этого и следовало жить. Желаете ли выбрать этот трудный путь к благам небесным и вечным? Как это сделать - об этом и пойдет речь в нашей книжке.

Глава I. Христианское мiровоззрение - основа нравоучения

Дорогие юные читатели! К тем, из вас, кто верит в Бога, кто желал бы жить достойно своей веры, кто знает, что такое человеческая душа, что она безсмертна, кто хотя бы слышал о заповедях Божиих, кто знает, что они учат добру, кто вообще любит это добро и стремится к нему - обращена наша книга. Если же для вас понятия о Боге, о совести, о добре и зле - лишь пустые и отвлеченные, мешающие жизни приятной - тогда, пожалуй, нам стоило бы поговорить о тех науках, которые вы проходите в школе - физике, химии, биологии - и досказать то, что недосказано в учебниках, но что очевидно вытекает из самих изучаемых наук. А вытекает из них следующее: мip не мог возникнуть и не может стоять сам собою; жизнь не сводима к движению атомов и молекул; законы материального бытия не определяют всего, а лишь вытекают из законов духовных; и наконец, нарушение этих последних разрушительно и опасно для человека и всей жизни на земле. Пытаясь поначалу отвернуться и убежать от законов нравственных, данных Богом, человек вновь возвращается к ним же. Если не подействовали убеждения морали, то могут сказать свое слово факты объективной науки. Еще совсем недавно многие люди пытались скрыться от Бога, обращаясь к физике и биологии, но именно там они вдруг стали пред Ним еще более явственно. Можно ли убежать от Вездесущего? Удастся ли спрятаться от Бога в той науке, законы которой Он Сам и установил? Внешнее познание о Боге, к которому приводит наука, способно расшевелить уснувшую душу. Но этого недостаточно. Настоящая вера, приводящая не просто к пробуждению, но к исцелению души, познаёт Бога не внешним убеждением, а путем внутреннего, сердечного общения. Самая характерная особенность вашего возраста как раз и состоит в том, что ваша душа неожиданно открывает для себя некий внутренний источник познания и начинает смотреть на мip совсем другими глазами. Это новое знание лежит не в области рассудка, а в области чувства, почему и говорят про юношей и девушек, ощутивших его в себе, что они теряют голову. Что бы ни говорили вам взрослые, о чем бы ни напоминали и собственные, еще не столь давние размышления, - вы чувствуете, что все это говорилось из совершенно иной сердечной настроенности. И вот юная душа отталкивается от всего простого и привычного. Окружающая жизнь и люди, даже самые близкие, кажутся чужими и холодными, - если только они не опьянены тем же дурманящим ароматом юности. Вчерашние подростки сознают себя умнее, чем прежде, более знающими жизнь, более понимающими ее сложность. И действительно, знание жизни, такое ее внутреннее постижение, как в эту пору, невозможно преподать за школьной партой. Начинается ниспровержение авторитетов, все подвергается пересмотру и критике. "Папы, мамы, учителя, - ну что они понимают? Дают задание: делать то и се, пятое и десятое, сообщают нечто из тех и других областей знания, но при всем том они совершенно неспособны понять, что происходит в моей душе... А что там происходит?.. Не могу сказать, но во всяком случае что-то очень большое, важное, к чему совершенно не подходит ни сухое школьное знание, ни отвлеченное наставление взрослых, которые учат нас жизни. Жизни-то они нас учат, но жизнь нашей души сейчас совсем другая. Потому и нет для нас авторитета, кроме как в своем собственном кругу, среди тех, кто, как и мы, отверг авторитеты и сам понял жизнь" - вот вкратце мысли юной души о проблеме отцов и детей. Хорошо, когда эта юная душа, инстинктивно направляясь к стремлениям высоким и достойным, все-таки находит их правильно. Увы, гораздо чаще получается все совсем иначе... Но не спеши, внезапно повзрослевшая и поумневшая душа! Ведь тебе не было еще ни двадцати, ни тридцати, ни сорока лет, ты не знаешь, чем люди мучаются в таком возрасте. А кто уже прошел эти годы, тому было когда-то и тринадцать, и пятнадцать, и восемнадцать. И напрасно ты думаешь, что взрослые забыли эти годы, когда сами подобно тебе "ходили на голове", никем не понятые, с бурно взрослеющими чувствами и с замедленным ростом рассудительности. Постарайся почувствовать и понять, что взрослые (хотя бы некоторые из них) говорят с тобою как бы с той стороны высокого забора, на который ты карабкаешься теперь, и рассказывают, какие они набили себе шишки, оказавшись по эту сторону. Ведь те же духовные опасности ждут и тебя, и тех, кто будет после тебя... Многие поэты и писатели, размышляя о юности, используют такой литературный образ - мотыльки, летящие ночью на огонек свечи. Доводилось ли вам самим наблюдать, как бедняжки легко обжигают свои крылышки и гибнут? Сравнение это не столько красивое, сколько суровое. Познание ночного блуждающего огонька оканчивается смертью. А смерть не игрушка. Что такое этот огонек свечки в сравнении с солнцем? - Ровно то же самое, что и новое ваше внутреннее душевное знание в сравнении с Божественным разумом и христианскою мудростью. Свет солнечный на земле необъятен, он живит и не обжигает. Огонек свечи заметен лишь в темноте, он манит к себе, он дает возможность что-то поблизости разглядеть, но для прикоснувшегося к пламени мотылька он смертельно опасен. Увы как часто юность оставляет истинное Солнце правды и берет взамен свечку своего собственного внутреннего познания, углубляясь с нею во тьму греховную! Как редко она способна верить слову старших, а если и прислушается иногда, то лишь по внешнему принуждению. Сколько ребят, даже будучи с детства приучены к вере, к молитве, к церковному благочестию, в эти годы как-то мгновенно теряют и то, и другое, и третье. Свое "Я" для них приобретает больший вес. Это "Я" ищет легкого и быстрого самоутверждения, самовыражения. Переставший быть ребенком вдруг видит, что мip вокруг довольно грязен и жесток, и если раньше взрослые еще пытались не показывать ему эту грязь, то теперь за это он уже не верит им. Гораздо легче и приятнее теперь послушаться того человека, который эту грязь назовет сладостью, притом вполне законной, естественной и небезобразной, да к тому же еще общепринятой. И вот уже юная душа, ищущая насыщения своих повзрослевших чувств и порывов, готова броситься в этот омут страстей, нырнуть туда с головою, и .лишь тогда дойдет до нее зловоние греха. Человек - существо, привыкающее ко всему. Ведь если долго работать в хлеву, то и его запах перестанет раздражать. Когда-то еще успеет познавший смолоду грех опомниться? Когда еще сумеет он понять, что грех совсем не сладок, даже если к нему привыкнешь? А если и одумается, найдет ли в себе силы встать и возвратиться на оставленный когда-то путь Христов - путь истины, добра и чистоты? Начиная этот разговор, мы не знаем, в каком состоянии находитесь вы, наши юные читатели. Стремясь познать жизнь, прошли ли вы "огни и воды", которые в сущности лишь блуждающие ночные огоньки соблазнов и мутные болотные топи страстей? Знаете ли грех и в какой мере? А если еще нет, то чем удерживаетесь от него? Только ли внешними обстоятельствами и запретами взрослых, (которые со временем все легче и легче преодолеваются), или теми внутренними преградами, которые именуются страхом Божиим и совестью? Хочешь ли, благоразумная душа, посмотреть в такое зеркало, в котором ты увидишь себя саму? Увидишь свое взросление, свои собственные чувства и искушения. Хочешь ли поглядеть? Только давай прежде договоримся, что, узнав себя и свою историю, ты будешь внимательна к себе, что один, только один авторитет на земле, ты подождешь отвергать. Нам, учителям, родителям, если не хочешь, не верь. Но как не верить зеркалу, в котором виден насквозь весь твой собственный путь? Не стремись только смотреться в такое зеркало, которое бы тебя приукрасило. Что же, иди и смотри. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3,1-7). Не узнала ли еще себя, душа? Тогда вот тебе перевод на современный язык. И сказал юной душе весь окружающий ее мip, во зле лежащий: правда ли, что христианское учение лишило тебя всех радостей и удовольствий жизни? Ответила душа: нет, нам многое позволено, но запрещено нам делать то, другое и третье, чтобы не умереть. И продолжал искуситель: ты не умрешь, но станешь Человеком с большой буквы, будешь жить своим, а не чужим умом. Ты, душа, познаешь, что ты сама - мерило всех вещей, что мip существует для тебя, а ты для своего удовольствия. И увидела душа, что запрещенное Богом красиво на вид и сладко на вкус, что легко и свободно вкушается другими. Вкусила и сама, дала и другим... Продолжить ли, юный друг? Доселе ты, возможно, узнаешь всю эту историю на себе самом, то есть сладкую часть ее. Горькую часть ты едва ли распробовал, она будет длиною в целую жизнь, а для нераскаянных продолжится и в вечности. Скажи, разве эта повесть не про нас с тобою? Разве мы не следуем дурному примеру праматери нашей? Как записавший эту историю тысячи лет назад мог так хорошо знать твою и мою душу? Значит, вероятно, стоит прислушаться. Не для того пала в грех наша праматерь, не для того рождала она детей в скорби и болезни, не для того Адам оплакивал падение свое все 930 лет своей жизни, и не для того передавали люди детям и внукам в течение стольких веков эту повесть, чтобы она, дав нам ключ к пониманию собственной души, оставалась бы для нас праздною или сказочною! Бог никого не приводит к Себе насильно, помимо или против человеческой воли. В вашем возрасте становление личности идет быстрее всего. Теперь вы в наибольшей степени на распутии жизни. Какую выбрать дорогу? Речь, конечно, не о профессии и не о месте жительства. Мы имеем в виду цель и смысл жизни: высокою ли она будет или низкою, на уровне сознания, или безсловесного инстинкта? Простой выбор одного из двух стоит перед тобою: Бог, свет, жизнь, чистая радость на одной стороне; самодовлеющее "Я", грех, смерть, мучение - на другой. Когда взрослые крестят младенца, а затем приобщают его к источникам благодатной церковной жизни, они лишь помогают ему в будущем самостоятельно выбрать добро, выбрать путь Божий. Но самого выбора они на себя взять не могут. Младенцы не выбирают, они только подражают старшим и слушаются их. А вам предстоит выбирать направление жизни, даже если вы об этом не задумываетесь. Выросла душа, раскрылись в ней новые мысли и чувства, - вот и новые задачи встают перед нею. Верующим юношам и девушкам надо как бы вновь обретать свою веру, делать ее своею, а не бабушкиною. И тем, кто ненаучен вере в Бога, лучше всего именно сейчас к ней обратиться, пока душа не зачерствела, отравившись тяжкими грехами. Ты уже, вероятно, слышал такое вульгарное философское рассуждение: один раз живем, нужно взять от жизни побольше. Слышал его когда-то и святой апостол Павел, и передал еще проще: станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15, 32). Это общий девиз материалистов, но именно они-то, как ни странно, прожигают жизнь зря и не берут от нее самое важное и нужное. На самом деле не только жизнь, но и молодость наша дается нам один только раз. Каждый год молодости неповторим, а его потери невосполнимы. То, что потеряно и не сделано в жизни на 43-м году, можно наверстать на 44-м, но то, что утрачено в 16 лет, гораздо труднее вернуть в 17. И невозможно вернуть себе прожитый бездумно и бездарно год. Самое драгоценное сокровище для человекасмысл его жизни, цель ее, притом высокая и достойная. В молодости многое предрасполагает человека к тому, чтобы найти ее, не ошибиться в поиске и затем посвятить этой цели всю жизнь. Бывает, что люди найдут ее только под старость и уже не могут служить этой цели - сколько примеров тому встречает в церкви каждый священник. И если ты за всю свою молодость ни разу не влюбишься, даже ни разу не засмеешься, если даже все это время будешь прикован к постели, но при этом обретешь Христову веру как свою, - можно уверенно сказать что молодость твоя прошла не зря, ты взял от нее самое главное. Зато юность, прожитая в разгуле, погублена безнадежно, она оставляет после себя духовную пустыню. Итак, ищи от жизни большого, прежде чем рассыпаться по ее мелким сладостям и шалостям, чаще всего отнюдь не невинным. А большое - это вера в Бога и добродетель, позволяющая быть в общении с Ним. В детстве все доброе дается легче, почти без усилий, но зато не очень надежно. Теперь путь к добродетели станет для вас труднее, но пройдя его, вы станете верными сынами Божиими, получите такое великое богатство духовное, которое теперь невозможно вам и описать, и поймете, что только ради этого и следовало жить. Желаете ли выбрать этот трудный путь к благам небесным и вечным? Как это сделать - об этом и пойдет речь в нашей книжке.

Религиозный характер любых нравственных установокМолодые люди не любят, когда им читают мораль, то есть дают отвлеченные наставления о том, что хорошо и что дурно, что нужно делать и чего нельзя. Только малым детям вполне достаточно бывает простого прямого указания, как нужно поступать, и доброго примера. Взрослеющему же человеку уже требуются разумные обоснования, почему одни поступки хороши, другие безразличны, а третьи и вовсе грешны. Ваш юный, точнее, предвзрослый возраст сам собою восстает против нравственных аксиом или заповедей, поданных без обоснования. Юный разум готов отвергнуть все, что ему не растолкуют ясно и доходчиво. Юное чувство отвергает почти все, что с ним не согласовано или ему недоступно. Юная воля также не терпит чего-то не согласного со своими желаниями. Христианство не есть отвлеченная мораль; это не сухой нравственный кодекс и не простой набор каких-то заповедей. Христианство - настоящая жизнь с Богом во Христе Иисусе, в Духе Святом. Пока вас водили в церковь еще маленькими, вы видели сказочный мip, отделенный от обыденной жизни. Дети вполне способны жить в таком мipe. Но теперь наступает пора при выходе из детского мipa сказки заново обрести свою веру, чтобы на ней строилась вся дальнейшая взрослая жизнь, со всеми ее настоящими трудностями и скорбями.Для примера можно взять два распространенных мiровоззрения, которые возможно знакомы и вам, хотя бы поверхностно. Это суть марксизм и валеософия. Для марксиста ответ на первый вопрос ясен: Бога нет и два других вопроса снимаются сами собой. Обезьяна и труд породили человека, человек - венец природы, а потому и мера всех вещей, причем не отдельный человек, а живущий в коллективе. Человеческое общество само движется к светлому будущему, оно, по сути дела, заменяет собою Бога. Отсюда и нравственный закон. Первая заповедь его - преданность идее коммунизма и прогрессивного развития. (Во всех религиях, в том числе и в марксизме, первая заповедь: возлюби бога, разница лишь в том, что под этим богом понимается.) Отсюда далее следует: убивать человека - плохо, поскольку это венец природы, но закоренелого реакционера, который против прогресса, можно и должно устранить, потому что он мешает коммунистическому божеству - передовому человечеству. По этой философии создал человека коллективный труд - отсюда исходит нравственный принцип равнения на коллектив. Меньшинство должно всегда подчиниться большинству, индивидуальные способности, не поставленные на службу передовому коллективу (богу марксистов), могут быть только вредны. Человек - мерило всех вещей, потому и самое название этого существа уже звучит гордо, гордость становится добродетелью, лишь бы она не противопоставлялась коллективу. Воровство у марксистов обычно осуждается, поскольку оно означает покушение на собственность коллектива (читай: божества), но грабить эксплуататоров и реакционеров только похвально. Можно и продолжить разбор коммунистических заповедей, но и без того уже видно главное: ни одна нравственная норма не принимается случайно. Все они следуют из общей мiровоззренческой установки: на небе Бога нет, богом объявляется революционное прогрессивное человечество, управляемое передовой партией. Служение и жертвы этому богу по определению именуются добром, противление или даже просто безразличие к нему - злом. Вместо марксизма ныне все большее распространение получает гуманистическое мiровоззрение, в частности так называемая валеософия. Здесь высшей ценностью и мерилом всего является по-прежнему человек, только уже не коллективный, а как отдельная личность. Существование Бога, как основы основ всего мipa, впрямую не отрицается, но под Божеством понимается не живая личность, а просто совокупность всех законов бытия, по которым существует этот мiр. Уважай эти законы, познавай их, приспосабливай под себя и стремись к здоровью и счастью - вот и все богообщение. Если в марксизме богом названо передовое человечество, то в валеософии - здоровье личности, то есть каждого "Я". Отсюда и нравственный закон не сложен: что содействует моему здоровью, то и именуется добром. При этом, правда, оговариваются, что причинение зла другому человеку каким-то косвенным образом будет вредно и мне. Ясно, что и в этой религии не одобряются такие вещи, как убийство, воровство, неумеренный блуд, половые извращения и прочие грубые грехи. Обращение к религиозным обрядам, познание приемов вхождения в некий духовный мip здесь не запрещается (как в марксизме, отрицающем все потустороннее), а скорее рекомендуется. В своем общении с мipoм невидимым любые религиозные обряды и приемы валеософы используют как средство оздоровления организма и поддержания жизненных сил. Потому и особой разборчивости, в какой именно храм сходить за здоровьем, - здесь не проявляется. Назначение любого религиозного культа остается достаточно земным и чисто практическим: верю в то, что поможет здоровью. Для обоих рассмотренных учений не существует Бога личного, открывающего Себя людям, требующего от них поклонения и послушания и дающего им все блага временной и вечной жизни. Первою заповедью для религий такого несуществующего или мертвого, безличного бога становится человеческий эгоизм - групповой (с небольшой поправкой на личность) в марксизме, или индивидуальный (с небольшой поправкой на коллектив) в валеософии. Не слишком много разницы: не было ли Бога вовсе, или Он послужил лишь первопричиной мipa и системой уравнений, по которой решаются все мipoвые проблемы, - важно, что выше всего в обеих религиях поставлен человек, как венец развития природы. И все нравственные предписания обеих религий следуют отсюда: это прежде всего гордость, уважение к себе, самостоятельное построение своей жизни, будь ли то светлое будущее всего человечества или собственное здоровье отдельного человека. Возможно и совмещение этих целей в рамках несколько иного религиозного течения, и легкий переход от одной религии к другой. Итак, вот религии, отрицающие самое бытие личного Бога, или верящие в мертвого бога, в безличное, абстрактное первоначало. Все эти религии водружают на божеский трон самого человека и, отсюда исходя, дают ему правила жизни. Но есть и религия истинного, живого, личного Бога, Творца всего существующего. Который не оставил Своего творения. Которому оно небезразлично, Который совершает определенные действия для того, чтобы дать человеку возможность быть в вечном и блаженном общении с Собою. Таков вкратце ответ христианской веры на три поставленных в начале этой главы вопроса. В христианстве человек не может уже рассматриваться как мерило всех вещей или как венец развития природы. Он есть лишь высшее из творений Божиих в материальном мipe, притом ответственное за состояние всех прочих видимых тварей. Но сам по себе человек не самостоятелен, над ним стоит Творец его, одаривший его свободой и разумом и в то же время ясно указавший путь, как этою свободой пользоваться во благо. Таким образом, философский эгоизм человекобожеских религий в христианстве отметается сразу, еще до изречения Богом Своих заповедей человеку. Прочие же нравственные установки - коль скоро мы признаем Бога живым, личным, благим существом, действующим не только когда-то, но и теперь - должны восприниматься нами из Его собственного слова. Если, предположим, человек не может ни говорить, ни писать, то нам остается лишь по его жестам догадываться, чего же он хочет, и не всегда мы его поймем правильно. Такому человеку подобны мертвые боги язычников, марксистов, валеософов. Поклоняющиеся им большую половину "выслушанного" вынуждены додумывать от себя. Но не таков живой Бог христиан, и если мы желаем понять, как нам жить, должны прежде всего выслушать Его Самого.Богооткровенность Священного Писания (Ветхий Завет)Слово Божие от нас не скрыто. Это - Библия, Священное Писание. В нем сказано основное и главное о Боге, об истории человечества (точнее сказать: о священной истории взаимоотношений Бога с людьми, начиная от самого сотворения мipa и человека), о том, как должно человеку жить, чтобы достигнуть вечного общения с Богом - высшей, главной и последней цели всей земной человеческой жизни. Но прежде чем говорить о Слове Божием, необходимо уяснить, действительно ли Бог таков, как сказано о Нем в Библии, и действительно ли Библия есть Его Откровение. Ведь все мы, правнуки Евы, в какой-то момент (чаще в юношеском возрасте) слышим внутри себя этот роковой для праматери вопрос: а правда ли Бог сказал? Иными словами: правда ли, что именно Бог это сказал, и истину ли Он сказал? Здесь обычно верующие говорят: мы верим, и нам того достаточно, - а неверующие заявляют, что слепо веровать они ни во что не хотят. Конечно, акт веры для любого человека есть основа основ всякого знания. Любая наука начинается с недоказуемых положений, принимаемых на веру - аксиом или постулатов. Вспомните, с чего начиналось построение курса геометрии, - именно с аксиом и неопределяемых понятий. Классическая механика основана на трех аксиомах - законах Ньютона, а теория относительности - на предположении о неизменности скорости света во всех системах отсчета. Материализм начинается также с веры в недоказуемое предположение, будто мip возник сам собой по своим естественным нынешним законам. И любая религия, в том числе христианская, исходит из каких-то недоказуемых положений - догматов. И не пытаясь здесь доказывать, что Бог сотворил этот мip, а Библия есть Его подлинное Откровение человеку, постараемся убедиться, насколько эти положения и выводы из них согласны с нашим повседневным опытом и знанием, с тем знанием, которым обладает человечество. Конечно, знание всего человечества ограниченно, а идея Всеведущего Неограниченного Бога больше и выше. Меньшим невозможно доказывать или опровергать большее. Подобно тому и в науке из одной общей аксиомы может следовать несколько теорем, и если одна из них оказалась неверною, то это не значит еще, что исходная аксиома неверна, ибо ошибка могла появиться где-то в другом месте логических рассуждений. Зато множество очевидных и верных следствий, не доказывая исходную аксиому, подтверждают ее косвенно. Так и в соотношении науки и веры. Здесь меньшее - человеческое знание - может подтверждать большее - библейскую веру, и таким образом, вера всякого христианина не должна быть слепою. О вечно сомневающиеся юноши! Да не обвиняет вас никто за само по себе сомнение, лишь бы вы научились сами себя осуждать за леность в исследовании, за удовлетворенность самим своим сомнением. Вера библейская не боится добросовестного испытания любым знанием, доступным человеку. Но в вашем сердце она может рухнуть от безпечности, легкомыслия, от безразличия к вопросу истины, от нежелания истину ценить и дорожить ею. Вот добрый совет одного известного наставника духовной жизни - святителя Феофана Затворника, высказанный им в конце прошлого века, когда большинство читающей публики (кроме только настоящих ученых) было убеждено, что наука полностью ниспровергает христианскую веру: "Всякому должно испытать и несомненно увериться истинна ли та вера, которой он держится, и, если она окажется неистинною, отыскать, где та единая истинная, которая истинно ведет к истинному Богу и дарует несомненно вечное спасение... Господь не несвидетельствована Себе остави (Деян. 14, 17), а равно и единой Своей истинной веры; но когда Он попустил, чтобы близ нее на сей земле существовали другие веры и как бы вступали с нею в соперничество, то тем самым на всех наложил обязательство не без смысла держаться Его веры, а по несокрушимым основаниям, ради которых с полным убеждением отвергается все прочее. Сим испытанием воздается честь вере и удерживается истинное достоинство человека, лица разумного, сознательного, совестного. Вера наша в нашу веру, то есть убеждение в истине православного христианского исповедания, должна быть разумная". Уяснив сказанное, никогда не верьте тому, кто скажет, будто христианская вера есть вера слепая. И никогда не веруйте во Христа слепою верою. Лучшие годы человеческой жизни, начиная с юных, вполне прилично и уместно посвятить обретению зрячей веры, или прозрению в вере. "Как же увериться и каким путем испытать? - продолжает Святитель. - К сему два способа: один внешний, научный, а другой внутренний, путь от веры". Этот второй путь богопознания и составит основной предмет нашего изложения. Наиболее полное и ясное, наиболее несомненное лично для каждого удостоверение в истинности Евангелия доставляет жизнь по Евангелию, практическое исполнение евангельских заповедей. Иными словами, самое ясное, и притом каждому доступное обоснование веры дает жизнь по вере, как сказано Апостолом: Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом (1 Ин. 5, 10). Но прежде чем приступить к этому внутреннему, практическому обоснованию веры - к жизни по вере - следует хотя бы кратко рассмотреть внешние способы испытания веры. Познание Бога верою и жизнью по вере - есть такое же практическое опытное познание, как и научное исследование внешнего мipa. Разница в том, что научное знание добывается внешними чувствами, а внутренний духовный опыт богообщения приходит сверхчувственным путем. Но никто не станет даже стремиться к внутреннему богопознанию, если не имеет веры в Бога, а она первоначально основывается у большинства людей все-таки на внешнем опытном знании из самых различных его областей. Рассмотрим кратко только самые безспорные факты, признаваемые людьми различных убеждений, которые свидетельствуют об истинности Библии, притом истинности исключительной и глубокой. Прежде всего отметим, что из всех древних, то есть записанных еще до Рождества Христова, священных писаний разных народов только библейское Откровение говорит о Живом Едином Личном Боге Творце, создавшем небо и землю из ничего. Прочие же писания всех иных древних народов: индусов, китайцев, персов, египтян, халдеев, арийцев, греков, римлян, американских индейцев, - полагают мiр порожденным из первоначального безличного существа или вещества, которое потом уже самостоятельно не действует в истории. Это первоначало может в одних религиях привнести божественный элемент во всю природу, в других оно может породить множество различных языческих божеств, но само оно уже нигде не проявляет себя, послужив лишь первотолчком для прочих вещей. По этой причине таковое первобожество всех религий, не основанных на Библии мы вполне справедливо можем почитать мертвым точнее умершим при родах этого мipa. Итак, библейское Откровение в истории человеческой мысли с самого начала ставится особняком от всех прочих попыток объяснения мiроздания. Затем следует признать, что лишь с библейским Откровением лучше всего согласуются данные естественных наук. Среди ученых нет единого общепринятого мнения о том, как возникла Вселенная, жизнь и разум в ней. Тем не менее наукою открыты некоторые объективные законы природы, которые невозможно оспорить. Ибо на основании этих законов создано множество технических изобретений, которые не могли бы работать, если бы сами законы не выполнялись строго и постоянно. Эти законы говорят о том, что никакая упорядоченная структура частиц, никакая "единица жизни", никакая разумная информация никогда не возникают сами собой, а напротив, при первой же возможности самопроизвольно стремятся к разрушению. Поэтому ни чудесный порядок планет солнечной системы и звезд в галактиках, ни жизнь, ни тем более разум и дух не могли возникнуть сами собою в результате накопления случайных изменений в природе. Этот обширный и сложный вопрос не раскроешь в двух словах. Мы сделаем только одно примечание. Законы необратимого нарастания хаоса в приложении к термодинамике, химии, теории информации были открыты лишь за последние 150 лет. Древним людям они были неизвестны. И самое интересное состоит в том, что сотворение мipa из ничего по описанию Библии с этими законами вполне согласуется. Мip мог возникнуть однажды вопреки этим законам, а затем лишь терять постепенно свою красоту и сложность в полном соответствии с ними. Иными словами, и Библия, и наука предлагают только один сценарий развития мipa: от первобытного порядка к распаду и хаосу. Между тем языческие древние откровения полагают, что мip движется в обратном направлении: от первобытного хаоса к порядку, сложности и совершенству, или по меньшей мере циклично: от хаоса к порядку, затем обратно. Такого рода движение противоречило бы существующим законам природы, оно в нынешнем мipe ненаблюдаемо и невозможно, но древние люди еще не знали законов природы так, как знаем мы теперь. Поэтому их воззрения на происхождение мipa могли опираться или на истинное Откровение свыше, или в противном случае поневоле оказываться ложными. Говорят иногда, будто наука не признает чудес. Действительно, чудеса не являются предметом ее изучения. Она занимается только воспроизводимыми или постоянно наблюдаемыми явлениями. Но при этом повсюду она в самых основах изучаемых явлений наука наталкивается на чудеса. И на них останавливается. Чудо - это то, что не может появиться без нарушения ныне действующих проверенных законов природы. И в этом смысле строго научный взгляд на мip останавливает человеческую мысль по меньшей мере в трех главных точках. Происхождение космоса - чудо. Происхождение жизни - чудо. Происхождение разума - чудо. Ни одно из этих трех явлений не воспроизводилось в природе ни естественным, ни искусственным путем. Более того, ни одно из них не может самопроизвольно произойти, пока действуют известные законы природы. Ученым остается или назвать вещи своими именами: Чудотворца Богом, а Его действие чудом, или уйти от вопроса в пустую, как скорлупка, фразу: наука ответа не знает или же сочинять на основании известных законов явно противоречивые и ложные объяснения. Жесткая альтернатива: чудо или абсурд. Перед этим же выбором мы встанем и далее, говоря о евангельских событиях. Здесь же мы прервем нашу экскурсию в науку. Если у вас пытливый и жаждущий истины ум, вооружите его простым и нелукавым сердцем и целеустремленною волею - и изучите естественные науки, изучите философию и христианскую апологетику. Вы убедитесь, что библейское Откровение не боится таких испытаний но выдерживает их с честью. Христианская вера "не выдерживает" только испытаний гордостью, чванством, равнодушием, безпечностью, неискренностью - в таких умах и сердцах она не держится.Свидетельства истинности Нового ЗаветаЗдесь вы можете вспомнить, что первую часть Библии, то есть Ветхий Завет, признает не только христианство, но и иудаизм, и ислам. При этом ни иудеи, ни магометане не признают Иисуса Христа Богом и Искупителем человечества. В опровержение этих двух ложных религий трудно привести прямые доказательства из области науки. Здесь должно обратиться скорее к истории. Возникновения мipa не видел ни один человек, поэтому подтверждения библейского повествования о сотворении можно почерпнуть лишь отчасти из естественнонаучных данных. А пришествие в мip Иисуса Христа произошло на исторической памяти человечества, в эпоху, когда были и государства, и письменность, и записи историков. Поэтому вполне логично было бы сопоставить евангельское повествование с данными истории и археологии, известными нам по другим источникам. Прежде всего обратим внимание, что само ожидание особого Божественного Посланника, имеющего целью спасти род человеческий от страданий и смерти было присуще многим народам земли. Что же касается народа еврейского, которому дано было Откровение о сотворении мiра и его ранней истории (Откровение единственно верное, как мы теперь видим), то наряду с этим Откровением о далеком доисторическом прошлом земли даны были и многочисленные пророческие предсказания о будущем, относящиеся непосредственно к пришествию Мессии, Спасителя мiра. Очевидно, что если Бог от вечности действительно определил послать в мip Сына Своего и в Нем спасти человечество от греха и смерти, то и озаботился заранее предупредить об этом людей, чтобы они приняли подаваемое избавление. Эти пророчества Ветхого Завета, во-первых, совершенно несомненно, были изречены за несколько веков до пришествия Христа; во-вторых, и древней, и современной иудейской традицией они относятся именно к лицу Мессии, чем исключается какое-либо иное их растолкование; в-третьих, они удивительно точно и полно исполнились в лице Иисуса Христа, о чем свидетельствует и само Евангелие. Пророки предсказали следующие евангельские события: место рождения Мессии (город Вифлеем), Его происхождение из царского рода Давидова, чудесное и ранее никогда не виданное рождение от Девы, время Его выхода на проповедь. Указаны ими и обстоятельства Его кончины до мельчайших подробностей: и предательство ученика, и цена этого предательства, и способ казни, еще неизвестный во Иудее во времена изречения пророчества, и разделение одежд Мессии исполнителями казни, и многое другое. Изъяснен у пророков и смысл страдания Мессии за грехи всех людей, и духовный характер Его учения, которое установит Новый Завет Бога с человеками и причины отвержения Мессии Его родным народом. Предсказано пророками и Воскресение Мессии и вечная слава Его Царствия. О жизни учении, крестной казни и даже о Воскрешении Иисуса Христа свидетельствует и ряд нехристианских историков I века, в том числе и очевидцы последних дней Его земной жизни в Иерусалиме. Таких очевидцев было весьма много, ибо на праздник Пасхи в Иерусалим стекались на поклонение чтущие Единого Бога со всех концов света, не только иудеи, но и уверовавшие язычники. Никто бы не стал сочинять небылицу, показывая время и место ее действия при особо большом числе свидетелей. Никто бы не посмел проповедывать такую небылицу самим ее свидетелям, и уж во всяком случае никто из свидетелей не поверил бы в такую проповедь, если бы в основе ее действительно лежала небылица. Между тем евангельская проповедь начинается учениками Христовыми непосредственно перед очевидцами распятия Иисуса Христа, озадаченными лишь чудесным исчезновением Его Тела из гроба. Апостолы свидетельствуют о Его Воскресении, о том, что Он и есть Мессия. И в кратчайшее время эта проповедь приобретает тысячи сторонников. Очевидцы тех пасхальных событий в Иерусалиме практически ничего не могли возразить ученикам Христовым на их свидетельство о том, что их Учитель воистину воскрес. Толпы людей прошли мимо Креста, на котором Он был распят, многие видели, где и как Он был погребен. Зная пророчества о Воскресении, иудеи, распявшие Иисуса, опечатали погребальную пещеру и приставили ко гробу римскую стражу, чтобы предотвратить похищение тела Казненного. Это неслыханное дело также не могло не привлечь внимания множества людей. И вот на рассвете третьего дня весь город видит, что тело из гроба все-таки исчезло, притом погребальные пелены оставлены на месте в сложенном виде. Римские воины, охранявшие гроб, разделились. Одни описывают, как камень от гроба отвален чудесным образом, другие оговаривают сами себя, утверждая, будто тело украдено учениками Иисуса, когда стража спала. Непонятно, правда, почему не были арестованы и преданы военному суду такие свидетели: ведь за сон на посту римскому воину полагалась смертная казнь. Невозможно также объяснить, каким образом большой камень, который могли сдвинуть с места несколько человек, оказался столь быстро и безшумно отвален, что спящие стражники этого даже не услышали. Все, кто слушали проповедь апостолов (как и мы, современные люди), поставлены перед выбором: или верить в безпримерное и спасительное чудо, или же верить в грубую, явно сфабрикованную за деньги, не выдерживающую никакой проверки на правдоподобие, версию врагов Христовых. Чудо или абсурд? Многие из уверовавших в чудо потом и сами видели явление воскресшего Христа и могли убедиться, что это не призрак, не галлюцинация, а именно воскресение нетленного тела. Впоследствии, проходя по разным странам, апостолы встречали многих людей, уже слышавших о Христе или даже бывших свидетелями Его последней Пасхи. Благодаря этому евангельская проповедь в самое кратчайшее время охватывает весь древний мiр. И это несмотря на ожесточенное почти повсеместное сопротивление ей со стороны иудеев, а потом и язычников. Безспорный факт быстрого и повсеместного распространения Благовестия невозможно объяснить, если не верить в истинность Евангелия и в могучую сверхчеловеческую, Божественную силу слова тех, кто его проповедывал, силу Духа Святого, данную им. Ведь в своей проповеди они никогда не опирались на силу земной власти или оружия, напротив, часто шли на смерть сами, не пытаясь защитить себя. Ни одно другое религиозное учение на свете не распространялось так быстро так свободно и ненасильственно, притом столь простыми и неучеными людьми - и это при ожесточенном сопротивлении практически всех остальных известных вероисповеданий. Наконец, кроме письменных нехристианских свидетельств о Христе, в том числе и о Его Воскресении, в нашем распоряжении имеется очень важное вещественное доказательство - плащаница (погребальное одеяние) Иисуса Христа. В продолжение вот уже ста лет ученые подробно исследуют эту реликвию. Плащаница представляет собою древнее полотно, в которое завернуто было тело Человека, перенесшего бичевание, несение тяжелого предмета (креста) на плече, увенчание терновым венцом, распятие, прободение копием в правый бок, из которого истекли, не смешиваясь, кровь и вода. Художественное изготовление такого изображения на ткани, то есть подделка, полностью исключается. Мало кто сомневается, что это и есть подлинное погребальное одеяние Самого Иисуса Христа. Плащаница несет и два удивительных научно необъяснимых свидетельства о Погребенном в ней. Во-первых, вполне правильное изображение лица на ткани, которое не могло бы получиться путем простого прикладывания, потому что всякое лицо рельефно и не может дать правильного плоского отпечатка. Во-вторых, тело исчезло из плащаницы непостижимым образом, без разворачивания ткани. Любая ткань, отделяемая от засыхающей раны, несет и следы такого отделения. Этих следов на плащанице нет. Притом тело должно было исчезнуть из плащаницы не позднее чем через двое суток, иначе отпечатки не смогли бы сохраниться. Так покинуть свой погребальный саван мог только Тот, Кто воскрес! Впрочем, конечно, не все исследователи плащаницы верят в действительность Воскресения. Некоторые принимают два названных чудесных свидетельства за неразрешенные пока загадки науки. Так и должно быть Господь дает место и нашей вере, ибо без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Итак, пришествие Иисуса Христа, Его учение, Его крестная смерть являются вполне достоверным историческим фактом, который на сегодняшний день не подвергают сомнению не только сами иудеи и мусульмане, но и многие атеисты. Единственно спорным остается вопрос: воскрес ли Христос? Если да, то ничего не остается, как признать Его Богочеловеком, Спасителем мipa, и веруя в Него, иметь жизнь во имя Его (Ин. 20, 31). А если нет? Значит, вместо Бога придется признать Его обманщиком, и не веруя в Него, иметь жизнь во имя борьбы с Ним? Первый путь избрали христиане. Второй путь предпочли иудеи и в значительной степени мусульмане. Эти пути определили само лицо той, другой и третьей религии, ее духовные проблемы и интересы, которые также нелишне сопоставить между собою. Какими вопросами заняты раввины, искушавшие Иисуса Христа и не желавшие веровать в Него как в Мессию? - Можно ли в субботу исцелять человека (даже если только в этот день он мог прийти в синагогу и встретиться там с Иисусом)? Можно ли в субботу растирать колосья руками? Можно ли вкушать пищу не помывшись? Если женщина была замужем за несколькими братьями, то чьею женою она будет после воскресения мертвых? Все это не нами придуманные вопросы. Этими и подобными им проблемами занимается раввинская премудрость даже до сего дня. Может ли такая религия обрядовых и телесных действий насытить душу, жаждущую Бога? Может ли она дать человеку смысл жизни, может ли раскрыть человеку его собственную душу, может ли дать ему живой опыт общения с Богом? Решайте сами. По-моему, нет. Знакомство с иудаизмом показывает его мертвящую пустоту. Отвергшие Христа иудеи не случайно именуются богоубийцами. Они не только распяли Самого Воплотившегося Бога, они убили в себе тем самым всякое живое религиозное чувство. Воистину, отступив от Бога Живого, они покланяются теперь мертвому богу Талмуда, почти как язычники. Подобную же духовную пустоту обнаруживает и ислам.