— Мне кажется, что термин "христианская психология" не совсем точен. Существует психология профессиональная, помогающая людям решить свои внутриличностные конфликты и не-профессиональная — дающая готовые ответы на непростые жизненные вопросы, приводящая человека к ценностям и смыслам самого психолога-консультанта.

В решении психологических проблем мы опираемся на те знания и подходы, которые позволяют человеку лучше понять самого себя, обрести целостность, и в этом смысле стать полноценной личностью, исполняющей заповеди Божии о любви к Создателю, к ближнему и к самому себе. Последнее немаловажно. Многие христиане забывают о том, что Господь повелел возлюбить ближнего как самого себя. Человек, который ненавидит себя и не принимает себя, через призму неприятия и нелюбви смотрит и на окружающих его людей. К сожалению, в современной церковной действительности подобное отношение к себе становится, если можно так выразиться, фоном душевного окормления. Мой хороший знакомый рассказал, что на проповеди в одном московском храме он услышал, как священник в течение пятнадцати минут шесть раз назвал своих слушателей "ничтожествами": "ничтожествами, вызванными Богом из небытия", "ничтожествами по своим грехам", "сами по себе — ничтожества", "ничего не значащими ничтожествами"... Как тут не вспомнить знаменитого капитана Врунгеля: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет".

Психологическая наука занимает в нашем обществе все более значимое место. И сегодня перед церковным сообществом стоит дилемма: оставить бесценные знания, накопленные этой наукой в руках специалистов не имеющих христианских ценностей, или же воцерковить ее, поставив способность оказывать психологическую помощь человеку на службу христианским ценностям.

Воцерковление психологии — миссия Просветительского Центра, созданного при нашем монастыре по благословению Высокопреосвященнейшего Амросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского. Подобно тому, как Святитель Григорий Богослов воцерковил философию, считавшуюся языческой наукой, мы работаем над идеей воцерковления психологии, науки, так же, как и философия, имеющей неправославное происхождение.

Мудрость Святителя Григория вложила в значение слова «философ» качественно новый смысл. Философ, по его словам, призван великим Промыслом Божиим, который подает предызбранным руку помощи. Святитель Григорий первый дерзнул утверждать, что античное философское наследие вполне сочетается с христианским благочестием. Синтез античной (языческой!) мудрости и благочестивого образа жизни, философского поиска и богословского откровения, разума и веры, философии и христианства — основная тема его 25 Слова. Творческая стратегия Святителя Григория является идейной основой для создания Пастырской Психологии как новой дисциплины в рамках Пастырского Богословия, науки, возникшей лишь в середине XIX века. В понятие «психология» мы вкладываем совершенно новое значение, поставляя таким образом науку, имевшую нецерковные корни, на службу христианскому благочестию. В своем служении мы опираемся на две составляющие: духовное окормление и то, что мы условно назвали пастырской психологией.