Пролог в поучениях

Счастье детей не в богатстве, которое им родители оставляют

Родителей чаще всего преследует мысль: "с чем останутся мои дети после меня?" Эта мысль, пожалуй, и благая, ибо кто же, в самом деле, как не родители, должен заботиться о счастье на будущее время своих детей? Но та же мысль становится греховною и вредною, когда она преступает границы. А границы у многих она переступает часто. Сколько видим людей, которые начинают сберегать деньги, сначала без особенной привязанности к ним, для обеспечения своих детей, а затем эта бережливость переходит в алчность, и человек, сам того не замечая, страстно привязывается к деньгам, становится скупым, и деньги, одни деньги, наполняют всю его жизнь. И тут уже не до христианского воспитания: ни страх Божий не внушается детям, ни любовь к Богу. И чем же все это кончается? Дети, невоспитанные в законе Божием, большею частью в самом юном возраст погружаются в одни мирские удовольствия, а умри отец или мать и попади им с такою алчностью копленные для них деньги, с ними они и окончательно погибают.

В самом деле, мало ли за последнее время мы видим тому примеров? При отце, не обращающем внимания на религиозно-нравственное воспитание своего сына и заботящемся только оставить ему побольше земных благ, последний тайком от скупца-отца ведет беспорядочную жизнь, а после смерти отца, глядишь, сын имение все размотал, и все с таким трудом скопленное для него богатство прахом пошло. Что же отсюда? То, что родители прежде всего должны заботиться не о богатстве тленном для своих детей, а о богатстве духовном, т.е. чтобы воспитать их в вере, и благочестии; затем стараться о том, чтобы оставить им в наследство не деньги, а пример собственных своих добрых дел, и, наконец, поручить судьбу детей на будущее время не деньгам, а Богу. Тогда подлинно дети будут счастливы, потому что они с Богом будут и Бог с ними. Один из св. Отцов так учит о сем. "Чего ради, спрашивает он скупого отца, - ты не даси требующим? Глаголеши: детей ми лик предстоит, и хощу их богаты оставити. Но аще тем все оставиши, то не тверды хранители приставиши. Аще ли Бога оставиши их печальника и промысленника, сие больше сокровищ златых. Остави детей Промыслу Божию, Иже им ТЕЛО создал и душу, и живот даровал и всем отверзе богатство. Аще хощеши богаты дети оставити, остави им Бога должника (раздавая бедным), и много им будет воздаяние" (Пролог 31 марта).

Итак, ясно, что не деньги могут составить счастье наших детей, а один Бог. А Бог, как видите, тогда только станет хранителем и печальником их, когда мы с глубокою верою поручим Ему их, и будем стараться делами милосердия снискать Его милость чадам нашим. Оставим же на будущее время чрезмерные попечения о мирском счастье детей и возымеем особенные заботы о том, чтобы оставить им прежде всего богатство нетленное; а для сего будем стараться возращать и укреплять в них духовную жизнь, внушать им с раннего возраста любовь к Богу и ближним, здравые понятия о православной вере, приучать их к храму Божию, удалять от худых сообществ, сами служить для них добрым примером и вообще воспитывать их, по Апостолу, в наказании и учении Господнем (Еф. 6, 4). Это и будет для наших детей богатство незыблемое, которое им в прок пойдет. Аминь.

АПРЕЛЬ

О том, сколь спасительно сокрушение сердца и печаль о грехах

(Слово о покаянии грешных)

Не напрасно слово Божие и св. Отцы, говоря о нечистоте души, сравнивают ее с нечистотою телесною, и не напрасно, говоря о покаянии грешника и об очищении скверн греховных покаянием, сравнивают это очищение с омовением телесным. В самом деле: как нечистота телесная вредна для здоровья, неприятна для постороннего взора и может быть болезненно заразительною для других; так и нечистота греховная и убийственна для души, и противна людям добродетельным, и также может быть пагубна для многих. И как омовение телесное способствует здоровью тела и делает вид его светлым и приятным; так и омовение души от скверн греховных способствует спасению души и бывает благотворно и для посторонних, подавая им спасительный пример, возбуждая в них доброе соревнование. Еще прибавим: омовение тела можно совершить скоро; равно когда коснется благодать Божия сердца грешника, скоро совершается и омовение души. Последнее мы покажем примером. Блаженный отец Павел, именуемый Простый, передавал следующий случай из своей жизни. Раз он пошел в некоторый монастырь навестить братию и пришел в то время, когда они входили в церковь к богослужению. Так как он обладал даром прозорливости, то и узнавал, кто в каком виде и с каким расположением духовным входит в храм. Он видел, что все входили с светлым лицом, и Ангелы-Хранители с радостью сопровождали их. Но тут же он увидел некоторого брата, входящего в церковь черным, бесов надругающихся над несчастным и Ангела издалека следующего за ним. Смотря на это, Павел опечалился и горько заплакал. Братия сие заметили и стали умолять, чтобы преподобный открыл им причину плача и вошел в церковь. Но Павел не дал им ответа и остался по-прежнему у врат церковных. Кончалась служба, все вышли из церкви, с ними и брат грешный. Но каково же было удивление Павла, когда он увидал его чистым и светлым, бесов далече от него отстоявших и Ангела Божия, сопровождающего его с великою радостью! Павел начал громко славить Бога; иноки окружили его, и он рассказал им, в каком состоянии он увидел входящим упомянутого брата и в каком выходящим. После этого и самый брат был спрошен и передал следующее: "я - человек грешный и все дни жизни моей, даже доселе, провел в скверных деяниях. Но, вошедши ныне в церковь, я услышал чтение из книги пророка Исаии: "омойтесь, очиститесь - удалите злые деяния ваши от очей моих - перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды. Тогда, если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю. И если послушаетесь, то будете вкушать блага земли" (1, 16-19). Выслушав это, я умилился душою и сказал Богу в мыслях моих: "Ты един еси, Боже, пришедый на землю грешныя спасти! Якоже прежде пророком глаголя, се ныне, делом скончай о мне грешном и недостойном. Се бо отсели, даю Ти слово, обещался усты и сердцем исповедался, яко не имам к тому того сотворить зла, но отметаюся всякого беззакония, и поработаю Ти с чистою совестью. Днесь убо, Владыко, приими мя кающегося и отгребающася от всякого зла". И с сими мыслями, закончил речь свою инок, я вышел из церкви, осудив душу мою и дав обещание пред Богом впредь не грешить". Все прославили Бога.Так, братие, скоропоспешен Господь на милость к истинно кающимся! Прославим Его неизреченное милосердие и не преминем воспользоваться им. Поспешим к благодатному источнику и омоем нечистоту душ наших. Ибо, когда сильно загрязнится тело, должно непременно скорее омыть его, чтобы нечистота, не произвела болезнь. Но несравненно более мы должны заботиться об очищении души от нечистоты греховной, чтобы грехи не возобладали над нами, не обратились в смертоносную болезнь и не лишили душу благодатной жизни. Воспрянем же от сна греховного и отверзем Христу сердца наши. По Своему неизреченному милосердию, Он несомненно придет и очистит нас и обитель в нас сотворит, и тогда возрадуемся радостью велиею, и радости сей никтоже возьмет от нас. Аминь.Оружия против врагов(Слово от Лимонаря о разбойницех, вземших вещи у старца)Не побежден бывай от зла, говорит Апостол, но побеждай благим злое (Рим. 12, 21). На что указывают эти слова? На то, что огонь маслом не заливают, т.е, что зла злом остановить и пресечь невозможно и что зло, какое мы терпим от наших врагов и обидчиков, может быть остановлено и пресечено только добром.Какие же средства к тому, чтобы побеждать благим злое?Первое средство это - сделать какое-нибудь добро своему врагу. Раз к одному старцу пришли разбойники и сказали ему: "что у тебя есть в келии, мы все возьмем" И взяли все, забывши одно вретище. Старец достал это вретище, догнал их и, подавая им его, в свою очередь, сказал: "дети мои, вы забыли вот еще это". Поступок сей так тронул разбойников, что они возвратили старцу все взятое у него, покаялись и сказали: "поистине, человек сей Божий есть" (Прол. Апр. 2, л. 5 на об.)