Второй тип сект - это секты чистых: секты катаров, первой из которых был монтанизм. Как правило, все эти секты характеризуются апокалиптизмом, т.е. это попытка достичь высших сфер бытия постредством собственных усилий, собственной чистоты, собственной праведности жизни, опять же вне Бога. Это попытка создать церковь чистых (отсюда название "катары", т.е. чистые), замкнуться изнутри и создать общину со строжайшей дисциплиной и закрытую для внешних. Понятно, что та и другая попытка глубоко ошибочны и антицерковны. Тем не менее у сатаны фантазии очень мало и все секты, которые возни- кают сейчас и возникали во всю историю христианства, можно отнести ли- бо к тому, либо к другому типу. Я повторяю, это попытка достичь некоего божественного состояния, обрести благодать через обладание тайным знанием, сюда включается участие в тайных церемониях и т.д. Либо это попытка добиться того же через особый образ жизни, т.е. свои собственные аскетические или какие-либо другие усилия. Но возможно и соединение этих двух типов в одной секте. Сколько существовала религиозная мысль человеческая, столько существовали и секты.

Само понятие секты сделалось особенно актуальным с началом христианской истории, и во всю историю христианства возникали секты. Однако, необходимо выделить наш XX век, как нечто новое в истории появления сект, как век, сказавший новое слово. Дело в том, что в XX в. впервые появились те секты, которые мы называем тоталитарными. Вообще тоталитаризм - это явление XX в., до XX в. он не существовал. Были авторитарные системы, были диктатуры, но никакая система не претендовала на полное и всеохватывающее влияние на все сферы человеческого бытия, человеческой жизни. Это появилось впервые лишь после победы коммунистической революции в России, и собственно в нацистской Германии и в других странах. И тут каждому полезно перечесть книгу Джорджа Орвелла "1984 г." написанную в жанре антиутопии. В ней говориться об "идеальном" тоталитарном режиме, со всеми его характерными признаками. Перечитайте ее, и вы увидите, что многие орвелловские понятия вновь и вновь будут встречаться нам в сектах, о которых мы будем говорить.

Предтечами тоталитарных сект можно считать иеговистов: и "Свидетелей Иеговы", и мормонов, точнее наоборот, потому, что мормоны возникли первыми. Настоящим рождением современной оккультной религии можно считать Чикагский религиозный парламент, состоявшийся в 1898 г. Организован он был теософами, которые говорили об объединении всех религий. И эта оккультная теософская система, тот синтез, который они пытались создать между религиями Востока и Запада, породила ту оккультную систему, к которой принадлежат все нынешние тоталитарные секты. Они являются ее частями, и потому единственная возможная классификация - это рассматривать все современные секты, как ветви единого оккультного древа. По латыни это "religio occulta" - оккультная религия. Сейчас можно поговорить о неких общих признаках этой оккультной религии, построенной, безусловно, на теософской основе, которая созда- на, увы, усилиями нашей соотечественницы Елены Петровны Блаватской. Вначале рассмотрим принцип реинкарнации, т.е. переселения душ, который лежит в основе теософии. Понять теософскую идею реинкарнации - это понять, на чем построено большинство современных сект.

Дело в том, что сама идея переселения душ, реинкарнация, присуща многим традиционным религиям и в первую очередь - индуизму и буддизму. Но в современной оккультной философии, можно сказать, происходит реинкарнация реинкарнации, т.е. в то же самое слово вкладывается совершенно новый смысл. В буддизме и в индуизме (в этом смысле эти две религии не различаются) реинкарнация - это продукт сансары. С лингвистической точки зрения сансара переводится, как становление, становление бытия, постоянное становление, это процесс, внеконечный результат. Сансара чаще всего сравнивается с мельничным колесом, поскольку течет вода, колесо кружиться бесконечно, кружится и кружится, постоянно идет процесс становления. Оно погружается в воду и вновь выходит из воды, мы умираем и рождаемся вновь. Этот круг - идея бесконечности, из него нет выхода, это полная бесконечность и безнадежность, цепь перевоплощений идет одна за другой, и они диктуются кармой. Само слово "карма" означает - свершилось, произошло, то, что было, те наши прошлые поступки, которые мы соверши- ли, которые определяют наши прошлые воплощения, которые полностью де- терминируют нас в этом воплощении. Вот мы сейчас родились, и мы совершенно несвободны - все, что с нами происходит, это результат того, что мы сделали в прошлом воплощении. В следующем воплощении мы будем нести ответственность за нашу нынешнюю жизнь, и так без конца. Этот круг является кругом мучения, потому, что жизнь - это бессмысленный кошмар страданий, и конца этому нет. Поэтому единственное спасение - попытка как-то вырваться из этого круга, отрешиться от него. Но добрая карма, по существу, в восточных системах еще хуже, чем плохая карма, потому, что добрая карма еще больше привязывает все к этому кошмарному колесу. Если я творил в этой жизни добро, то я еще больше привязан к этой жизни, у меня опять начинается новое воплощение, и опять этому нет конца. Поэтому благо - это идея полной апатии, полного безразличия как к добру, так и ко злу, чтобы уйти из этого и освободиться, вырваться из этого кошмарного мельничного колеса. Это и есть то, что значит сансара и что значит идея реинкарнации для восточных религий. Но теософы вкладывают в идею реинкарнации совершенно особый, сов- ременный им смысл. Конечно, теософия - это продукт XIX в. Именно XIX в. свойственно развитие науки, развитие техники, развитие капитализма и общий поступательный оптимизм, ну и, конечно, появление эволюционных идей Чарльза Дарвина, которые были тогда чрезвычайно популярны. Мысль, что все эволюционирует, все продвигается к лучшему, от низшего к высшему, пришлась всем по душе. Низшие организмы делаются все более и более сложными, обезьяны делаются человеком, человек делается еще кем-то лучшим. Общество так же эволюционирует, продвигается от низших ступеней к более совершенным, более гуманным и т.д. И вот, теософы придали идее реинкарнации эволюционный смысл. Колесо самоустранилось, и вместо него появилась лестница. Но это не лествица Иаковля, по которой ангелы восходили и нисходили, это своя теософская, можно сказать банковская лестница накопления заслуг. Благодаря этим заслугам человек в каждом следующем воплощении карабкается все выше и выше, т.е. вместо кошмарного колеса есть поступательное эволюционное движение наверх, можно сказать, проявление либерального рыночного капитализма в религиозной жизни. Мы накапливаем заслуги, мы делаем добрые дела, и в следующей раз мы уже рождаемся в другой, более высшей категории, потом еще выше, и так постепенно мы по этой лестнице восходим. Тут добрая карма уже как бы приобретает вполне конкретный смысл, мы накапливаем нашу добрую карму. Это очень интересный момент, потому что то, о чем говорил Дарвин, это что изменения в видах происходят накапливанием приобретенных качеств. Т.е. если животное научилось что-то делать, его детеныши тоже благодаря этому несколько изменились и т.д. Постепенно за миллионы лет происходит изменение вида. Однако, довольно быстро стало очевидным, что тут что-то не то. Если я выучу китайский язык, то это совсем не значит, что дети мои китайский язык будут знать, или что китайский язык им будет учить хоть немного легче, чем мне. Понятно, что это так, что приобретенные качества никак не передаются по наследству. Как же с этим справиться? И вот тут ученица мадам Блаватской Анни Безант как раз нашла реальный ход, что приобретенные качества наследуются, но не биологи- ческим путем, а через реинкарнацию, т.е. в следующем воплощении. Вот такой эволюционный оптимизм лежит в основе всех современных теософских систем, будь то теософия или агни-иога Рерихов, или антропософия Штай- нера и др. То же можно сказать и о современных восточно-западных сек- тах, как трансцедентальная медитация, как кришнаиты, как сайентология Хаббарда и др. Сейчас я попробую рассказать о той классификации, которую мы можем встретить в книгах о сектах, и о ее недостаточности - потому что чаще всего секты классифицируют, скажем, по происхождению. Есть группа восточных сект, в которую входят кришнаиты, трансцедентальная медитация, секта Раджнеша, Брахма Кумарис и др. Есть секты христианского происхождения, т.е. мормоны, иеговисты, церковь объединения Муна и др. Есть секты как бы терапевтического плана, это многие группы из движения " New Age", сайентология и др. На самом деле можно ли кришнаитов назвать восточной сектой, когда они впервые появились и набрали популярность на Западе, благодаря приданию восточным идеям западной формы? И распространяться по всему миру она стала из Америки. Секта Муна, при своей внешней "христианской" оболочке, при использовании ими христианских терминов, на самом деле в основе своей более всего основана на корейском шаманизме, т.е. вполне восточном учении. Или, например, такая "терапевтическая" секта, как сайентология Хаб- барда, имеет очень много элементов буддизма. Можно сказать, что каждая из этих сект представляет в той или иной степени синтез, или скорее, плод того ложного синтеза, который начался с Баватской и с ее теософских построений, некий искусственный, никогда не существовавший синтез, по существу убивающий религиозное чувство. Поэтому иногда для удобства нам придется говорить о некой классификации, но нужно помнить всегда о ее условности. Стоит упомянуть в нашем предисловии, что существует ряд современных сект, как бы собственно религиозными не являющимися. Тут может идти долгий спор о том, что называть религиозным и что называть религией, можно ли тоталитарные секты называть религиозными, и в каком смысле этого слова. Потому что слово религия - латинское слово, означающее связь, связь с Богом, а в любой секте прежде всего - связь с ее лидером или с организацией, которые становятся на место Бога. Секты могут быть как религиозными, так и коммерческими. Главный их принцип - контролирование сознания. И он присутствует в любой секте, вне зависимости от того, имеется ли в ней религиозное учение или нет. Возьмем, например, такой коммерческий культ, как "Гербалайф".