Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

2) Так лукавствующие тогда и отрицающиеся Господа иудеи по справедливости стали вне законов и данного отцам обетования. И ныне иудействующие ариане, по моему мнению, в одинаковом находятся расположении с Каиафою и с тогдашними фарисеями. Примечая, что ересь их не имеет в себе ничего благовидного, придумывают предлоги, спрашивая: почему написано то, а не это? И не дивись, что теперь ухищряются они в этом, в скором времени прибегнут к поруганиям, а после сего начнут угрожать спирою и тысященачальником, в этом состоит мнимая твердость их зловерия. Отрицаясь Божия Слова, справедливо стали они скудными во всяком слове.

Поэтому, зная сие, на их вопросы не дал бы я никакого ответа, но поскольку твоя любовь изъявила желание знать, что сделано на Соборе, — то не замедлил я, но вскоре объявил, как тогда происходило дело, кратко показав, в какой мере арианская ересь лишена благочестного образа мыслей.

Ариане вымышляют только пустые предлоги, и смотри сам ты, возлюбленный, не действительно ли так. Если по причине всеянного в них диаволом зломыслия твердо полагаются на то, что изобретено ими худого, то пусть оправдаются в том, за что обвинены и признаны они еретиками, и тогда уже возражают, если могут, на сделанные против них определения. Уличенный в убийстве или в прелюбодеянии, после суда не имеет права возражать на приговор судьи, почему выразился он так, а не другим образом, и это возражение не освобождает осужденного, но еще более увеличивает вину его за безрассудство и дерзость. Поэтому и они — или пусть докажут, что образ их мыслей — 402

395 Второй Вселенский Константинопольский Собор определеннее показывает число бывших на Никейск. Соборе отцов, именно: 318. См. Прав. 1.

благочестен, потому что были они обличены, и прежде не жаловались, обвиненным же не иное что следует делать, как оправдываться, или, ежели нечиста их совесть и сами видят свое нечестие, то пусть не возражают на то, чего не знают, чтобы не понести им сугубого зла: и обвинения за нечестие, и порицания за невежество. Но лучше пусть любознательно исследуют дело, чтобы, дознав, чего не знали прежде, омыть им нечестивый свой слух струями истины и догматами благочестия. Так было и на Никейском Соборе с приверженцами Евсевиевыми.

3) Поскольку упорно стояли они в своем нечестии и покушались богоборствовать, то, хотя предлагаемое ими исполнено было злочестия, однако же собравшиеся епископы (которых было более или менее трехсот395) кротко и человеколюбиво потребовали у них представить основание и благочестные доказательства на то, что они предлагали. Поскольку же, едва начав говорить, подвергались осуждению и начинали препираться между собою, то, видя великую несостоятельность своей ереси, оставались они безмолвными и молчанием своим сознавались, что стыдятся своего зловерия, а потому епископы, осудив, наконец, придуманные ими речения, вопреки им в настоящем виде изложили здравую и церковную веру. И когда это изложение подписано было всеми, — и Евсевиевы приверженцы подписались к тем речениям, на которые ныне делают они возражения, разумею же речения: от сущности, единосущный, и: Сын Божий — не тварь или произведение, и не что-либо из сотворенного, а напротив того, есть Слово, рождение от сущности Отчей. И 403

что странно — Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, за день отрицавшийся, а впоследствии подписавший это изложение, писал Церкви своей, утверждая, что это — вера Церкви и предание Отцов, и тем ясно показал всем, что прежде были они в заблуждении и напрасно упорствовали против истины. Ибо если и стыдился тогда употреблять сии речения и, как хотел, оправдывался пред Церковию, то в послании, не отрекшись от слов единосущный и от сущности, явным образом хочет выразить нами сказанное. И необычайное нечто случилось с ним. Как оправдывающийся, обвинял уже он ариан, что, написав: Сын не имел бытия, пока не рожден, не хотели признавать бытие Сына даже до рождения по плоти. Знает об этом и Акакий, если только и он, устрашившись нынешних обстоятельств, не станет лицемерить и не отречется от истины. Посему приложил я в конце Евсевиево послание, чтобы из него увидеть тебе неблагодарность к своим учителям этих христоборцев и еще более Акакия.

4) Поэтому не погрешают ли они, даже замышляя только противоречить столь великому и Вселенскому Собору? Не беззаконно ли поступают, осмеливаясь противиться справедливым определениям, сделанным против арианской ереси и засвидетельствованным теми самыми, которые прежде учили их нечествовать? Если же Евсевиевы сообщники после своей подписи переменились и, как псы, возвратились на свою блевотину нечестия, то не тем ли паче прекословящие теперь достойны ненависти за то, что, жертвуя другим свободою души своей, вождями ереси пожелали иметь их именно, то есть людей, как сказал Иаков, двоедушных, неустроенных во всех путех их (1:8), которые держатся не одинакового 404 образа мыслей, но меняются в нем так и иначе, и ныне одобряют, что говорят, через несколько же времени охуждают, что говорили, и опять хвалят, что недавно хулили. А это, по сказанному в книге «Пастырь», есть диавольское порождение и признак более корчемников, нежели учителей. Ибо вот подлинно учение и вот признак истинных учителей, как предали Отцы, — согласно между собою исповедывать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими Отцами. А которые не так расположены, тех скорее можно назвать негодными, нежели истинными учителями. Посему язычники, не признающие одного и того же, но разногласящие друг с другом, не имеют истинного учения, а святые и действительные проповедники истины один с другим согласны и не разнствуют между собою. Ибо хотя и в разные времена были они, но все взаимно стремятся к одному и тому же, будучи пророками единого Бога и согласно благовествуя единое слово. 5) Чему учил Моисей, то соблюдал Авраам, а что соблюдал Авраам, то знали Ной и Енох, различая чистое и нечистое, и благоугождая Богу. И Авель стал мучеником, зная, чему научен был от Адама, тогда как Адам научен Господом, Который, пришед в кончину веков, во отметание греха (Евр 9:26), сказал: заповедь не новую даю вам, но древнюю, которую слышали сначала. А потому наученный Им блаженный апостол Павел, начертывая церковные правила, желал, чтобы и диаконы не были двоязычны (1 Тим 3:8), а тем паче епископы, делая же выговор галатам, вообще выразился так: аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет. Якоже предрекохом, и паки глаголю, но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет 405 (Гал 1:8–9). Поскольку же говорит это апостол, то и они или пусть подвергнут анафеме Евсевиевых сообщников, которые меняются в мыслях и говорят иное, нежели к чему подписались, или, если знают, что подписались они справедливо, пусть не ропщут на такой Собор. Если же ни того ни другого не делают они, то явно носятся всяким ветром и волнением и не собственными своими, но чужими увлекаются мнениями. А если они таковы, то не заслуживают вероятия и теперь, когда представляют подобные предлоги. Да перестанут же осуждать то, чего не знают, а может быть, и не умея различить, просто называют они лукавое добрым, доброе — лукавым, и горькое почитают сладким, сладкое же — горьким. И именно хотят, чтобы имело силу то, что по суду признано худым и отвергнуто, а что справедливо определено, то усиливаются оклеветать. Посему как нам не должно уже было давать в этом какой-либо отчет и отвечать на пустые их предлоги, так им надлежало не упорствовать более, но согласиться на то, к чему подписались вожди их ереси, когда знают, что происшедшая после того перемена мыслей в Евсевиевых сообщниках — подозрительна и злонамеренна. Подписаться, имея возможность сколько нибудь оправдать себя, — это подлинно показывает, как злочестива арианская ересь, ибо не подписались бы прежде, если бы не осудили ересь, и не осудили бы прежде, если бы не устыдились, со всех сторон приведенные в затруднение, почему перемена мыслей обличает упорство в нечестии. Поэтому, как сказано, и им надлежало оставаться в покое, но поскольку сильны они в бесстыдстве и думают, может быть, что сами они в состоянии лучше тех защитить диавольское сие злочестие, то, хотя в первом писанном к тебе послании 406 изложил я пространное на них обличение, однако же, и теперь, занявшись сими, как и теми, подвергнем подробному исследованию все, что ни говорят они. Ибо и теперь будет обнаружена вполне их не здравая, но какая-то бесовская ересь.