Накануне исповеди

9. Верой. Исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15).

10. Ненавистью ко греху. И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, которыми вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собой за все злодеяния ваши, какие вы делали (Иез. 20, 43).

11. Делами, достойными покаяния. Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8). Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал апостол Павел, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния (Деян. 26, 20).

О милосердии Божием к грешникам

1. По учению Слова Божия

1. Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, - говорит Господь. - Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю (Ис. 1, 16 - 18).

2. Но если народ этот, на который И это изрек, обратится от своих злых дел, И отложу то зло, которое помыслил сделать ему(Иер. 18, 8).

3. Притчу о погибшей и обретенной овце Спаситель заключил следующими словами: Говорю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 1 - 7).4. К притче о потерянной и найденной драхме Иисус Христос добавил: Так, - говорю вам, - бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10).5. Притча о блудном сыне - это непререкаемое свидетельство о милосердии Отца Небесного к кающимся грешникам (см. Лк. 15, 12 - 32).2. По учению Св. Отцов Церкви1. Святой Ириней пишет: "Страх Господень - начало познания; познание же преступления производит покаяние; кающимся же дарует Господь благоволение".472. Святитель Василий Великий рассуждает:"Спросим Спасителя:- Для чего Ты пришел к нам? Он ответит:- И пришел не праведников спасти, а грешников призвать к покаянию (Мф. 9, 13).- Что носишь на плечах?- Овцу погибшую, - говорит Он (см. Лк.15, 4, 5).- О ком радуются небесные жители?- Об одном грешнике, - говорит, - Ангелы радуются (см. Лк. 15, 10).Бог кающегося обнимает с радостью. Усерднее прибегнем к Благому Богу. Лишь только захочешь принести покаяние, подобно блудному сыну, как Сам Бог охотно встретит тебя. Думай об Отеческом благосердии и не потеряешь надежды на спасение".483. Святой Ефрем Сирин говорит: "Бог не ограничил покаяния, не определил, что будто для некоторых грехов есть покаяние, а для других нет. Этот Великий Врач душ наших даровал нам это великое исцеление для любой раны".494. Святитель Иоанн Златоуст замечает: "Покаяние - это дар небесный, сила удивительная, благодать, превышающая силу законов. Поэтому ни блудника не отвергает, ни от пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни прелюбодея не отгоняет, ни проклинающего не гонит, ни хульника, ни горделивца, но всех принимает".505. Святитель Григорий Богослов спрашивает: "Желаешь ли услышать о человеколюбии Божием? Если, - сказано, - обратившись, воздохнешь ко Господу, то спасен будешь (Иез. 33, 19). Смотрите, как спасение соединено с воздыханием. Ты не успеешь еще выговорить слова, Он скажет: "Я здесь", - и обратится к душе твоей: Я - Спасение твое (Пс. 34, 3). Между прошением и получением нет посредника: ни золота, ни серебра, ни блестящих и дорогих камней, ничего прочего, чем люди склоняются к милости".5147. Книга III. Гл. 37.48. См. Слово о покаянии49. О покаянии и обращении.50. Беседа 4. О покаянии.