Накануне исповеди

51.Из творений свт. Григория Богослова. Изд. 3. Ч. 2. С.74.

Когда и при каких условиях покаяние приводит к желаемой цели — исцелению наших душевных язв и полному очищению души?

52

Прежде всего покаяние должно быть совершенно свободным, а никак не вынужденным временем и обычаем или исповедующим лицом. Иначе это не будет покаяние: Покайтесь, - сказано, - ибо приблизилось царство небесное (Мф. 4, 17). Приблизилось, то есть само пришло, не нужно долго искать, оно само ищет вас и вашего свободного расположения.

Далее, раскаяние должно быть, безусловно, искренним, без всякого лукавства, или самооправдания.

Убоимся окамененного нечувствия грехов наших, убоимся гордости своей сердечной, которая говорит: "Не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен" или: "Грехи у меня легкие, человеческие", - как будто нужно, чтобы были бесовские; или: "Мне не худо жить и в грехах моих". Это сатанинская гордость.

Прочувствуем глубоко, всем сердцем, свои бесчисленные беззакония, будем воздыхать о них из глубины души, прольем о них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи-лицемеры, ибо не оправдается, - сказано, - перед Богом никто из живущих (Пс. 142, 2). Одним только искренним покаянием в грехах мы можем умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим служить Господу.

Итак, покаяние должно сопровождаться сокрушением сердца и плачем о грехах. Слезы покаяния необходимы всем, и без них нет спасения. Один святой муж, проходя мимо кладбища со своими учениками и увидав вдову, с воплем и рыданиями проливавшую слезы над могилой мужа, сказал ученикам: "Как убивается эта вдова на могиле, так и нам необходимо убиваться о душе своей, которую мы уморили грехами своими и похоронили на чуждой ей земле мира и похотей плотских".Сокрушаясь всем сердцем о своих грехах и проливая слезы покаяния, кающийся должен принести искреннейший обет Богу разорвать узы, связывающие его с грехом, и исправить свою жизнь. Кающийся должен всей душой возненавидеть грех, гореть внутренним желанием противостоять его соблазнам, истребить в себе противление Богу и возжечь желание исполнять Его заповеди, словом, совершить внутренний переворот, переломить свою волю."Ибо не просто воздержание от зла, - говорит прп. Макарий, - является очищением, но истребление его из совести является полным очищением. Войди, кем бы ты ни был, через твои помышления к душе твоей, военнопленной и рабе греха, и рассмотри до дна мысли твои, и исследуй глубину мыслей, - и увидишь в недрах души твоей ползающего и гнездящегося змея, убивающего тебя, отравляющего по частям душу твою. Ибо неизмеримая бездна - сердце; но если убьешь этого змея, похвались перед Богом чистотой твоей".Подвиг покаяния также должен сопровождаться молитвой с надеждой на Иисуса Христа, и молитва поддержит нас. Когда, по причине твоей порочности и власти греха над душой, тобой овладеет уныние и, Боже упаси, отчаяние в Божием милосердии, скажи из глубины души вместе с Метафрастом: "Знаю, Владыка мой, что беззакония мои превзошли голову мою, но безмерно множество щедрот Твоих и неизреченна милость незлобивой Твоей благодати, и нет греха, побеждающего Твое человеколюбие. Удиви же, Пречудный Царь, незлобивый Господи, и на мне, грешном, милость Твою, покажи силу благости Твоей и яви крепость благовременного милосердия Твоего, и прими меня, обращающегося к Тебе грешника. Я уповаю на Тебя, Боже мой! Если есть для меня надежда спасения, если человеколюбие Твое без числа превышает множество беззаконий моих, будь мне Спасителем и по щедротам Твоим и милостям Твоим ослабь, оставь мне все, в чем я согрешил перед Тобой, ибо множеством зол наполнилась душа моя, и нет во мне надежды на спасение".Ты - грешник, ты постоянно падаешь. Научись вставать, позаботься о том, чтобы найти эту мудрость. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, - внушенный Царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искренней верой и упованием. После твоего искреннего раскаяния, выраженного словами Царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир своих душевных сил.Приготовившись достойным образом, осознав и оплакав грехи свои, ощутив в себе решимость исправить свою жизнь, христианин должен исповедать грехи свои перед священником. Исповедь, безусловно, необходима для очищения души. Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато будешь здоров. Это значит, что надо на исповеди без утайки открыть все свои срамные дела духовнику, хотя и больно, и стыдно, и позорно, и унизительно. В противном случае рана останется неизлеченной и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здоровье, останется закваской для других душевных болезней или греховных привычек и страстей.Священник - врач духовный; покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновней доверчивостью. Ведь духовник - твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала такой нечистой, исполненной страстей и греховных навыков? Оттого, что очень многие скрывают свои душевные раны или язвы, от чего они и болят, и раздражаются, и нельзя их никак исцелить.