не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром» (святитель Иоанн

Златоуст)1.

Какой конец всех намерений Божиих на земле?

Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй (Сир. 3: 21). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и спасение наше есть конец всех намерений Божиих на земле; все, что

видим в мире, должно служить к увеличению

Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудача, богатство и бедность народов, возвышение

и упадок государств, — словом, все в порядке

вечных законов должно содействовать образованию и вознаграждению горнего Иерусалима. Тираны очистили веру гонениями, праведные подкрепляют ее любовью, святые угодники суть свидетели чистоты ее, пастыри — хранители учения. В чем состоит пост и воздержание? «По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и все, вообще домогающиеся совершенной добродетели, должны,принимая пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели со здоровыми и крепкими, если будет истреблять 1 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деяния // Творения. Т. 9. Ч. 1. М. , 1991. похоти, коих не требует немощь плоти, ибо и апостол говорит: И плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13: 14), т. е. он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти; чем уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает для того,чтобы мы, потворствуя плоти, не стали во вред себе исполнять похотей; между тем, пещись о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши» (из Слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте). Полезен ли пост телесный без душевного поста? «Известно, что телесное воздержание нужно для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем достигнуть того конца, для коего предпринимаем труды воздержания, ибо если мы, постясь телесно,будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святый, Которому жилищем, как известно,служит человек, всегда творящий волю Божию. Итак, смиряя постом внешнего человека, вместе будем воздерживать от вредной пищи и внутреннего и, по совету апостола (см. Еф. 3: 17), будем очищать его, дабы соделать способным к принятию Христа, Который, по словам апостола, мог «вселитися… верою в сердца ваша» (из Слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте). 244 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 245 Что такое самолюбие? Если ты любишь самого себя более, чем Бога,а ближнего — менее, чем самого себя, и вместо угождения Богу раболепно угождаешь страстям своим, наблюдая только свою собственную