«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром» (святитель Иоанн

Златоуст)1.

Какой конец всех намерений Божиих на земле?

Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй (Сир. 3: 21). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и спасение наше есть конец всех намерений Божиих на земле; все, что

видим в мире, должно служить к увеличению

Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудача, богатство и бедность народов, возвышение

и упадок государств, — словом, все в порядке

вечных законов должно содействовать образованию и вознаграждению горнего Иерусалима.

Тираны очистили веру гонениями, праведные

подкрепляют ее любовью, святые угодники суть

свидетели чистоты ее, пастыри — хранители

учения.

В чем состоит пост и воздержание?

«По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и все, вообще домогающиеся совершенной добродетели, должны,принимая пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели со

здоровыми и крепкими, если будет истреблять

1 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деяния //

Творения. Т. 9. Ч. 1. М. , 1991.

похоти, коих не требует немощь плоти, ибо и

апостол говорит: И плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13: 14), т. е. он не запрещает пещись

о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти; чем уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для

поддержания жизни, и уничтожает для того,чтобы мы, потворствуя плоти, не стали во вред

себе исполнять похотей; между тем, пещись о

теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять

духовные и необходимые обязанности наши»

(из Слова святого Иоанна Касссиана Римлянина

о посте).

Полезен ли пост телесный без душевного поста?

«Известно, что телесное воздержание нужно для того, чтобы посредством поста стяжать