будем воздерживать от вредной пищи и внутреннего и, по совету апостола (см. Еф. 3: 17), будем

очищать его, дабы соделать способным к принятию Христа, Который, по словам апостола, мог

«вселитися… верою в сердца ваша» (из Слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте).

244 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 245

Что такое самолюбие?

Если ты любишь самого себя более, чем Бога,а ближнего — менее, чем самого себя, и вместо

угождения Богу раболепно угождаешь страстям своим, наблюдая только свою собственную

пользу и выгоды, — то это самое и есть порочное самолюбие. Да как же не любить себя? Всякому человеку сродно любить себя, только истинный христианин должен любить себя непорочно. Как понимать эту непорочность? Люби себя без нарушения любви к Богу и ближнему, так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе. Что надобно воздавать Богу? Веруя в Него, люби Его всем сердцем и твори добрые дела, исполняя святой закон Его. Что воздавать ближнему? Всякому человеку желай и твори добро, чем и как только возможно, не разбирая того, друг ли он тебе или враг, ибо Христос заповедует: Любите враги вашя... добро творите ненавидящым вас (Мф. 5: 44). Никому не делай и не твори ничего злого. Любы искреннему зла не творит (Рим. 13: 10). О плодах этой любви можешь читать в Первом Послании к Коринфянам. Что воздавать самому себе? «Аще хощеши быть праведным, – говорит святой Максим, – отдавай коейждо от тебя частей,яже по достоянию души и тела. По мысленной убо части души прочитанная, и хранения духовная, и молитву. Яростней же и любовь духовную, – ненависти противолежащую. Похотей же, целомудрие и воздержание. Плотской же — пищу и одеяние, токмо нужнейшая». Что можно сказать о душевном состоянии самолюбивого? Сожаления достоин и несчастен тот, кто побежден самолюбием. Несмотря на свое христианство он есть идолопоклонник, раболепно служащий страстям своим. Он враг Креста Христова и нарушитель Евангелия, забыв Бога и не имея в виду святого закона Его, он не печется о своем спасении, а напротив, делает все то, что приятно чувствам и растленной его воле, он больше сластолюбец, нежели боголюбец. Роскошь, объядение и пьянство — суть его утешения. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп,немилосерд, гневлив, памятозлобив и столько привержен к временным благам, что, не получая или лишаясь их, погружается в печаль, и в самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения славы от человеков. Его сердце – исполнено гордости и тщеславия, и горе человеку тому, если Господь не избавит его от сего зла! От чего раздражается это жалкое самолюбие? От духовного воспитания, от своего нерадения, от обращения с самолюбцами, от диавольского подущения. 246 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 247 В чем оно более укрепляется? В неверных — безверием, а в нас, верных, — нерадением. Нерадивый мало-помалу, снисходя