Митрополит Сурожский Антоний. Труды

человека сияние вечной жизни». Иначе говоря, истина христианства открывается

человеку прежде всего не как рассуждение, но как личный пример. Поэтому нам

представляется, что в особенности в нашу эпоху, в которой все слова как будто

сказаны и обесценены, необходимо слово митрополита Антония, слово, в котором

глубина богословского созерцания до конца неотделима от примера христианского

поступка.

Переходя к обсуждению богословского учения митрополита Антония, заметим,

что, во-первых, его мышление воспитано в чтении святых отцов и плодотворныхбеседах с выдающимися православными богословами минувшего века—протоиереем Георгием Флоровским и В.Н.Лосским. Помимо этого на егостановление, на наш взгляд, оказала влияние философия религиозногоэкзистенциализма, главным образом персонализм Н.О.Лосского,размышления Н.А.Бердяева о свободе и творчестве и центральная мысльМ.Бубера о бытии как отношения Я—Ты.В зрелом богословии митрополита Антония прежде всего хотелось бы отметитьтри особенности.Евангелизм. Эта особенность выражается прежде всего в том, чтопроповеди и беседы митрополита Антония построены совершенно прозрачно: всебогословские концепции христианских и иных религиозных культур, с которымимитрополит Антоний зачастую спорит или беседует, все литературные аллюзии он максимальноуводит в подтекст, то есть стилистически, композиционно строит свою речь так,чтобы она служила как бы мостом между слушателем и Евангелием, иначе говоря,чтобы казалось, что между слушателем и Евангелием ничего нет. МитрополитАнтоний говорит: «Евангельские события часто кажутся нам далекими, почтипризрачными, а вместе с тем они обращены к каждому из нас в каждоемгновение»,— и в своей проповеди он максимально сокращает расстояние,отделяющее современного человека от живого Христа, и делает нас участникамиЕвангельской истории.Литургичность. В данном контексте это означает, что богословиемитрополита Антония облекает в слова безмолвное по преимуществу ТаинствоЦеркви: не какую-либо часть церковного обряда и не одно из таинств, носовокупность церковного общения. Его слово вводит человека в Церковь подобносвященнодействию. Митрополит Антоний говорит об этом качестве слова вприменении к опыту молитвы: «Тогда каждое слово молитвы постепенно приобретаетжизненность, какую-то взрывчатую силу, и когда мы эти слова произносим, онинашу душу взрывают, озаряют ее, дают ей импульс, толчок и нас приобщают к тому,что стоит за этим опытом: к Богу».Антропологичность. Эта особенность учения митрополита Антония болеевсего раскрыта в данной книге, посвященной в первую очередь антропологическимпроблемам. Проповедь митрополита Антония устремлена к тому, чтобы вернутьиспуганному и оглушенному современнику веру в себя. Митрополит Антонийпостоянно говорит о том, что «Евангелие все пронизано верой в человека»,