Митрополит Сурожский Антоний. Труды

исходим из своего уровня убежденности и веры. То есть я говорил, что у меня

есть какое-то свидетельство тому, что Бог существует. Что, по-вашему,

свидетельствует о том, что Он не существует? На чем основывается ваша вера?

М.Ласки: Думаю, мне придется выразить это в более негативной

форме. Я не вижу доказательств тому, что Бог существует. Не вижу оснований

верить, что Бог есть. То, что вы принимаете за доказательство, мне таковым не

представляется, во всяком случае, не представляется достаточным

доказательством.Митр.Антоний: Вы считаете это легковерием?М.Ласки: Легковерием? Я бы скорее сказала, вам и подобным вамлюдям ведомо чувство, которое подсказывает, что нечто, что можно назвать Богом,может существовать, но мне это представляется чувством, будто существуетнечто, что уместно назвать Богом, а не доказательством, что Богсуществует. Мне оно представляется скорее ощущением, чем подлиннодоказательством.Митр.Антоний: Как бы вы разграничили доказанность, что нечтосуществует, и построение, которое мы назовем легковерием? Как отличить одно отдругого?М.Ласки: Это трудный вопрос, но мне кажется, чтодоказательство— нечто такое, что, если его принять за достоверное, меняетвесь ваш образ мыслей, его необходимо принять в учет, в противном случае любаякартина мира, построения мира, которая у вас была прежде, будет неверна. И я склоннасчитать веру в существование Бога излишней. Кажется, Уильям Оккам сказал: «Неумножайте сущности без необходимости»78.Я не вижу, к чему надобна вера в Бога, не вижу, чтобы моя картина мира сталалучше, если я стану верующей. Вернее, я думаю, что моя картина мира будетискажена, так как, поверив в Бога, я буду склонна сглаживать вещи, вместо тогочтобы глядеть в лицо тем гораздо большим трудностям, с которыми столкнусь, еслине приму веры.Митр.Антоний: Понимаю. Чем же тогда, по-вашему, обоснован опытверующих, говорящий, что Бог существует? Можно ли опровергнуть такого родаутверждение?М.Ласки: Такой опыт вовсе не представляется мне убедительным,потому что на основании собственного опыта, то есть переживаний, я могу сделатьсамые разные утверждения. В момент страстной влюбленности я могу сказать: «Вотчеловек, с которым я буду счастлива всю жизнь. Он— самое прекрасное,самое замечательное существо на свете». Но мои глаза ослеплены. Или при сильнойтемпературе у меня могут быть галлюцинации. Или сияет солнце и наполняет менянеуместным оптимизмом. Или солнце скроется, и меня охватит ничему несоответствующий пессимизм. Ведь переживание должно уравновешиватьсяавторитетом, так же как авторитет должен быть уравновешен опытным переживанием,на основании одних лишь переживаний я могу оказаться сумасшедшей.Митр.Антоний: Такого рода утверждения легко делают друг о другеи атеисты, и верующие, так что мы оба можем принять такую оценку на свой счет.Но все-таки каково основное различие между утверждением «я знаю, что Богсуществует» и утверждением «я знаю, что любовь существует»?М.Ласки: Я бы не стала употреблять выражение «я знаю, чтолюбовь существует», я предпочитаю не употреблять такие абстрактные слова. Я бысказала, что мне известно несколько различных чувств, которые называются