Митрополит Сурожский Антоний. Труды

любовью, и, по-моему, лучше было бы сколько-то ограничить значение этого слова

и применять его к меньшему разнообразию чувств. И хотя я точно могу сказать,

что мне известны различные чувства, которые люди называют любовью, но вполне

вероятно— не все те чувства, какие обозначают этим словом. Например, мне

неведомо ваше чувство любви к Богу как его понимает взрослый человек.

Митр.Антоний: А что если я просто стану отрицать, что любовь

существует, что есть такое чувство— с каким бы оттенком ни употреблять

это слово? Скорее всего, вы скажете, что мне чего-то недостает, недоступно?М.Ласки: Не произвели ли вы некую подмену слов? Я говорю, чтомне известно чувство, которое с полным основанием можно назвать любовью, так жекак мне известно чувство правоты или неправоты, но лично я не считаю полезным—быть может, я просто играю словами— говорить, что любовь существует,правда существует, неправда существует. Скажем так: я знаю, что означаетиспытывать любовь. Я знаю, что такое, когда ко мне относятся с любовью.Митр.Антоний: Ясно. Это, так сказать, иррациональное чувство,чувство в чистом виде, которое вы принимаете как опыт, не утверждая, что за нимстоит любовь как таковая.М.Ласки: Нет… Но вы как будто употребляете слово«иррациональное» как оскорбление?Митр.Антоний: Напротив!М.Ласки: Но ведь это чувство может получить разнообразныеподтверждения, не так ли? Например, вы можете наблюдать за мной, когда яутверждаю, что испытываю любовь, и сказать: «Соответствует ли ее поведениетому, что считается переживанием любви?» И если я утверждаю, что испытываюлюбовь, тогда как глаза мои погасли, руки холодны, я вся выдохлась, вы вправесказать: «Ну, она может это называть любовью, но мне кажется, она рехнулась».Ведь есть же признаки чувства любви?Митр.Антоний: Да. Можно ли задать вопрос (или он слишкомличный?): как вы перешли от некоторого рода детской веры к неверию? Каким путемвы дошли до того, чтобы отвергнуть Бога? Просто потому, что не нашлосьдоказательств, которые удовлетворяли ваш ум взрослого человека?М.Ласки: Согласитесь— детская вера в Бога имеет оченьмало общего с верой в Бога взрослого человека; разве что, когда взрослыйприходит к Богу, он узнает: вот что мне представляли в качестве Бога,когда я был ребенком, теперь я вижу яснее. Я вижу, что тогда было правильнопредлагать мне такой образ. Бог, Которого я знал и любил ребенком, был Бог,Каким Его мне представили мои родители, Он был воображаемым Другом, какойбывает у многих детей, и, думаю, я верил в Него так же, как верил, скажем, вфей или в то, что где-то существует страна под названием Китай. Все это быливещи, которые доходили до меня через авторитет взрослых, и они должны былипройти проверку временем.Митр.Антоний: Так что вы не можете сказать, что этого Бога вы