Митрополит Сурожский Антоний. Труды

В зрелом богословии митрополита Антония прежде всего хотелось бы отметить

три особенности.

Евангелизм. Эта особенность выражается прежде всего в том, что

проповеди и беседы митрополита Антония построены совершенно прозрачно: все

богословские концепции христианских и иных религиозных культур, с которыми

митрополит Антоний зачастую спорит или беседует, все литературные аллюзии он максимально

уводит в подтекст, то есть стилистически, композиционно строит свою речь так,

чтобы она служила как бы мостом между слушателем и Евангелием, иначе говоря,чтобы казалось, что между слушателем и Евангелием ничего нет. МитрополитАнтоний говорит: «Евангельские события часто кажутся нам далекими, почтипризрачными, а вместе с тем они обращены к каждому из нас в каждоемгновение»,— и в своей проповеди он максимально сокращает расстояние,отделяющее современного человека от живого Христа, и делает нас участникамиЕвангельской истории.Литургичность. В данном контексте это означает, что богословиемитрополита Антония облекает в слова безмолвное по преимуществу ТаинствоЦеркви: не какую-либо часть церковного обряда и не одно из таинств, носовокупность церковного общения. Его слово вводит человека в Церковь подобносвященнодействию. Митрополит Антоний говорит об этом качестве слова вприменении к опыту молитвы: «Тогда каждое слово молитвы постепенно приобретаетжизненность, какую-то взрывчатую силу, и когда мы эти слова произносим, онинашу душу взрывают, озаряют ее, дают ей импульс, толчок и нас приобщают к тому,что стоит за этим опытом: к Богу».Антропологичность. Эта особенность учения митрополита Антония болеевсего раскрыта в данной книге, посвященной в первую очередь антропологическимпроблемам. Проповедь митрополита Антония устремлена к тому, чтобы вернутьиспуганному и оглушенному современнику веру в себя. Митрополит Антонийпостоянно говорит о том, что «Евангелие все пронизано верой в человека»,говорит и о том, что человек— «единственная точка соприкосновения междуверующим и неверующим», потому что «человек— это та реальность, котораясоставляет тему жизни всякого человека». Он подчеркивает безмерную глубинукаждой человеческой личности, бесконечную ценность человека для Бога ипостоянно присутствующую возможность общения между Богом и человеком. Этообщение в каком-то смысле равноправно, то есть подобно отношениям любви илидружбы, а не господства и рабства. Именно так, как личные и неповторимыеотношения с Богом, митрополит Антоний открывает нам молитву. Благодарясосредоточенности митрополита Антония на человеке во всей полноте бытия, егопроповедь производит впечатление обращенной к каждому лично, несмотря на то,что его слушают толпы. Оно вызывает каждого человека на личный диалог с Богом.В современном секулярном обществе слово митрополита Антония звучитнепривычно— это слово проповедника, пастыря, оно призвано изменить жизньлюдей, а не их взгляды и убеждения, но изменить не так, как меняет