Митрополит Сурожский Антоний. Труды

невестой. И Он свободно вызывает к бытию каждого из нас, как бы веря в то, что

мы не обманем Его ожиданий.

Можно бы себе поставить вопрос о том, каков плод этой веры. Первая чета

изменила своему призванию, изменила Богу, изменила мирозданию, предав всю тварь

во власть сатаны. Как после этого можно верить в потомков Адама и Евы? Как

можно верить в это человечество, которое дало не только Авеля, но и Каина и

которое на протяжении всей истории искажало и продолжает искажать—

жадностью, ненавистью, страхом, всеми возможными грехами— тот мир,который Господь вызвал к бытию? Как возможно, что Бог нас создал, поверив, чтоЕго творческий акт будет не напрасен, что в конечном итоге мы, может быть, иоправдаем его? Я говорю «может быть», потому что это зависит от нас, а нетолько от Бога. Бог вызывает нас к бытию, Бог нам дает свободу, без которой нетлюбви, Бог открывается нам, по мере того как мы оказываемся способными Еговоспринять, открывается нам со всей Своей глубиной. А открыться— этозначит стать уязвимым, открыться доверчиво другому существу— значитотдаться в его власть. И, действительно, когда Бог нам предлагает Свою любовь,а мы— может быть, не словами, но всей жизнью— от этой любвиотрекаемся, разве мы не готовим распятие Господа, не соучаствуем в нем?В предисловии к рассказу о своем житии протопоп Аввакум так представляетсотворение мира (я цитирую не дословно, но точно передаю мысль). И сказал Отец:Сыне, сотворим человека! И Сын ответил: сотворим его, Отче. И Отец сказал: ноон падет, и Тебе придется стать человеком и умереть ради его спасения. И Сынответил: да будет так, Отче! И Бог сотворил человека106. В Своем предведении, в Своейпредвечной мудрости Бог знал все, что будет, но и перед этим не остановиласьЕго любовь, но и этим не была сокрушена Его вера в нас, потому что Он никого иничего не создавал для погибели. Об этом нам следовало бы думать иногда болееглубоко, чем мы думаем. Призывая нас к бытию, Бог изъявил Свою веру в человека.И каждый из нас может задуматься над тем, что это значит для него лично, поотношению к самому себе и что это значит по отношению к тому, как люди друг надруга смотрят, каковы наши взаимные отношения.И тут начинается тема ответственности. Ответственность мы всегдапредставляем себе как момент, когда мы будем стоять перед судом— либосвоей совести, либо гражданским судом, либо Божиим. Но ответственностьначинается в тот момент, когда мы на какое-то предложение— отвечаем. Богнам говорит: Я поверил в тебя, и поэтому Я вызвал тебя из небытия, Я Свою верувложил в тебя, и поэтому ты создан. Как мы на это отвечаем? Ответы бывают оченьразные. В разные моменты жизни того же самого человека ответ неодинаков. Бываюттрагические моменты, когда человек скажет: а разве я Тебя просил, Господи, менясоздавать для той страшной, жестокой, мрачной жизни, которая выпала мне надолю? Бывают моменты уныния, когда человек говорит: Господи, зачем Ты менясоздавал?! Мне обещали радость, но стоит ли радость, которая мне дана илидавалась, того, чтобы год за годом, десятилетие за десятилетием жить, нести