Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
невестой. И Он свободно вызывает к бытию каждого из нас, как бы веря в то, что
мы не обманем Его ожиданий.
Можно бы себе поставить вопрос о том, каков плод этой веры. Первая чета
изменила своему призванию, изменила Богу, изменила мирозданию, предав всю тварь
во власть сатаны. Как после этого можно верить в потомков Адама и Евы? Как
можно верить в это человечество, которое дало не только Авеля, но и Каина и
которое на протяжении всей истории искажало и продолжает искажать—
жадностью, ненавистью, страхом, всеми возможными грехами— тот мир,
который Господь вызвал к бытию? Как возможно, что Бог нас создал, поверив, что
Его творческий акт будет не напрасен, что в конечном итоге мы, может быть, и
оправдаем его? Я говорю «может быть», потому что это зависит от нас, а не
только от Бога. Бог вызывает нас к бытию, Бог нам дает свободу, без которой нет
любви, Бог открывается нам, по мере того как мы оказываемся способными Его
воспринять, открывается нам со всей Своей глубиной. А открыться— это
значит стать уязвимым, открыться доверчиво другому существу— значит
отдаться в его власть. И, действительно, когда Бог нам предлагает Свою любовь,
а мы— может быть, не словами, но всей жизнью— от этой любви
отрекаемся, разве мы не готовим распятие Господа, не соучаствуем в нем?
В предисловии к рассказу о своем житии протопоп Аввакум так представляет
сотворение мира (я цитирую не дословно, но точно передаю мысль). И сказал Отец:
Сыне, сотворим человека! И Сын ответил: сотворим его, Отче. И Отец сказал: но
он падет, и Тебе придется стать человеком и умереть ради его спасения. И Сын
ответил: да будет так, Отче! И Бог сотворил человека106. В Своем предведении, в Своей
предвечной мудрости Бог знал все, что будет, но и перед этим не остановилась
Его любовь, но и этим не была сокрушена Его вера в нас, потому что Он никого и
ничего не создавал для погибели. Об этом нам следовало бы думать иногда более
глубоко, чем мы думаем. Призывая нас к бытию, Бог изъявил Свою веру в человека.
И каждый из нас может задуматься над тем, что это значит для него лично, по