Митрополит Сурожский Антоний. Труды

значит стать уязвимым, открыться доверчиво другому существу— значит

отдаться в его власть. И, действительно, когда Бог нам предлагает Свою любовь,

а мы— может быть, не словами, но всей жизнью— от этой любви

отрекаемся, разве мы не готовим распятие Господа, не соучаствуем в нем?

В предисловии к рассказу о своем житии протопоп Аввакум так представляет

сотворение мира (я цитирую не дословно, но точно передаю мысль). И сказал Отец:

Сыне, сотворим человека! И Сын ответил: сотворим его, Отче. И Отец сказал: но

он падет, и Тебе придется стать человеком и умереть ради его спасения. И Сынответил: да будет так, Отче! И Бог сотворил человека106. В Своем предведении, в Своейпредвечной мудрости Бог знал все, что будет, но и перед этим не остановиласьЕго любовь, но и этим не была сокрушена Его вера в нас, потому что Он никого иничего не создавал для погибели. Об этом нам следовало бы думать иногда болееглубоко, чем мы думаем. Призывая нас к бытию, Бог изъявил Свою веру в человека.И каждый из нас может задуматься над тем, что это значит для него лично, поотношению к самому себе и что это значит по отношению к тому, как люди друг надруга смотрят, каковы наши взаимные отношения.И тут начинается тема ответственности. Ответственность мы всегдапредставляем себе как момент, когда мы будем стоять перед судом— либосвоей совести, либо гражданским судом, либо Божиим. Но ответственностьначинается в тот момент, когда мы на какое-то предложение— отвечаем. Богнам говорит: Я поверил в тебя, и поэтому Я вызвал тебя из небытия, Я Свою верувложил в тебя, и поэтому ты создан. Как мы на это отвечаем? Ответы бывают оченьразные. В разные моменты жизни того же самого человека ответ неодинаков. Бываюттрагические моменты, когда человек скажет: а разве я Тебя просил, Господи, менясоздавать для той страшной, жестокой, мрачной жизни, которая выпала мне надолю? Бывают моменты уныния, когда человек говорит: Господи, зачем Ты менясоздавал?! Мне обещали радость, но стоит ли радость, которая мне дана илидавалась, того, чтобы год за годом, десятилетие за десятилетием жить, неститяжесть жизни, которая меня подавляет? Если бы только можно было забыться,заснуть, уйти в небытие! Бывают моменты, когда мы из глубокой радости отвечаемБогу: спасибо за жизнь! Но значит ли это, что мы отозвались на веру Божию и назов Его любви?Мы читали в прошлое воскресенье притчу Христову о званных и избранных(Лк14:16—24). Все они благодарили внутренне Бога, судьбу за своесуществование. Один купил клочок земли, теперь он «богат», теперь земля емупринадлежит, он хозяин, он может по ней ходить и радоваться, он с ней можетсделать что только захочет, она в его власти. И кроме того, она ему родная. Онже вызван Богом в бытие и создан из праха земного,— она ему мать, онародная ему. Как не радоваться на этот союз, в котором он является хозяином?Когда-то он из нее рождался, теперь он ею владеет, над ней властвует. «Спасибо,Господи, что Ты мне дал власть над этой землей!» Другой купил пять пар волов,теперь он может работать, обрабатывать эту землю. В эту землю будет врезаться