Митрополит Сурожский Антоний. Труды

его плуг, в эту землю он будет кидать семя по своему выбору, не Божиему, он

заставит эту землю приносить плод, которого он хочет. Он будет бросать в нее

удобрение, то есть в каком-то смысле осквернять ее. Он будет чувствовать в себе

торжество силы, он может за это поблагодарить Бога: «Да, Ты мне дал власть. Эти

пять пар волов— мои, я с ними могу делать, что захочу, они мне

подвластны». А другой женился, его душа полна радости, ему никакой другой

радости не нужно. И когда Бог его, в свою очередь, зовет на Свой брачный пир,

он отвечает: «Твой брачный пир мне не нужен, у меня свой!»Вот ответы, которые так часто мы даем Богу, вот где начинается ответностьили ответственность наша. Бог в меня поверил, Бог мне, как Жених, предложилСвою любовь, а я Ему отвечаю: Твои дары— да, принимаю, а Ты—повремени. Когда истощится все земное, тогда я, может, успею обернуться кнебесному и прийти к Тебе. Как может Бог верить в такого человека? Как можетБог по вере нас создать, верой нас одарить и жизнь Свою дать для того, чтобыэтот неверный человек опомнился? Тут тоже на что-то отвечать надо, не в порядкеответственности перед законом, а в порядке внутреннего ответа. Бог сталчеловеком. Посмотри в эти ясли: там лежит беспомощный Ребенок, Младенец,Который зависит всецело от того, что над Ним совершат, что Ему сделают. Бог вовсем Своем могуществе, во всей Своей славе предлежит перед нами в образебессильного, хрупкого, от нас до конца зависящего Ребенка— уязвимого,Который над Собой не имеет власти.А что над Ним будет сделано— мы знаем. Божией Матерью Он принят, Онастала святилищем храма. Святое святых107и Она теперь стали одно и то же. Она является местом пребывания ВсесвятогоБога, пришедшего плотью— плотью, которая вся пронизана Божеством. Иосиф всмущении, в колебании боролся с самим собой до момента, когда ангел ему открылтайну Воплощения (Мф1:20—21). Мудрецы шли, шли за звездой(Мф2:1—10), которая их вела, как говорит церковная песнь108, к Солнцу правды, кБожественному сиянию. И в Нем они каким-то непостижимым для нас образом узналичеловека, обреченного на смерть, Бога, пришедшего плотью, и Царя, Который лежитбеззащитный в яслях, отвергнутый всеми в той деревне, где Пречистая Дева иИосиф искали себе пристанище. Пастухи с чистым сердцем пришли по свидетельствуангелов и поклонились Ему, но уже в ту ночь началось Его отвержение. Какответило человечество, как ответил каждый человек на Его воплощение? ПречистаяДева стучалась в каждую дверь, ища пристанища, где родить Своего Сына, и каждаядверь захлопывалась перед Ее лицом: мы здесь своей семьей собраны, чужие нам ненужны! Нам здесь тепло, нам здесь хорошо, мы друг с другом близки, уходите,чужаки! И в это же время Ирод, боясь, что родился в эту ночь ему соперник вцарстве земном, готовил смерть Того, о Котором он знал, что Он— ЦарьИзраилев (Мф2:16—18). Воины готовились: четырнадцать тысяч детей было избитов вифлеемской области в поисках Единственного, Кого хотели убить и Кого Богуберег от человеческой неверности, злобы. Первыми мучениками были чистые