Митрополит Сурожский Антоний. Труды

отношению к самому себе и что это значит по отношению к тому, как люди друг на

друга смотрят, каковы наши взаимные отношения.

И тут начинается тема ответственности. Ответственность мы всегда

представляем себе как момент, когда мы будем стоять перед судом— либо

своей совести, либо гражданским судом, либо Божиим. Но ответственность

начинается в тот момент, когда мы на какое-то предложение— отвечаем. Бог

нам говорит: Я поверил в тебя, и поэтому Я вызвал тебя из небытия, Я Свою веру

вложил в тебя, и поэтому ты создан. Как мы на это отвечаем? Ответы бывают оченьразные. В разные моменты жизни того же самого человека ответ неодинаков. Бываюттрагические моменты, когда человек скажет: а разве я Тебя просил, Господи, менясоздавать для той страшной, жестокой, мрачной жизни, которая выпала мне надолю? Бывают моменты уныния, когда человек говорит: Господи, зачем Ты менясоздавал?! Мне обещали радость, но стоит ли радость, которая мне дана илидавалась, того, чтобы год за годом, десятилетие за десятилетием жить, неститяжесть жизни, которая меня подавляет? Если бы только можно было забыться,заснуть, уйти в небытие! Бывают моменты, когда мы из глубокой радости отвечаемБогу: спасибо за жизнь! Но значит ли это, что мы отозвались на веру Божию и назов Его любви?Мы читали в прошлое воскресенье притчу Христову о званных и избранных(Лк14:16—24). Все они благодарили внутренне Бога, судьбу за своесуществование. Один купил клочок земли, теперь он «богат», теперь земля емупринадлежит, он хозяин, он может по ней ходить и радоваться, он с ней можетсделать что только захочет, она в его власти. И кроме того, она ему родная. Онже вызван Богом в бытие и создан из праха земного,— она ему мать, онародная ему. Как не радоваться на этот союз, в котором он является хозяином?Когда-то он из нее рождался, теперь он ею владеет, над ней властвует. «Спасибо,Господи, что Ты мне дал власть над этой землей!» Другой купил пять пар волов,теперь он может работать, обрабатывать эту землю. В эту землю будет врезатьсяего плуг, в эту землю он будет кидать семя по своему выбору, не Божиему, онзаставит эту землю приносить плод, которого он хочет. Он будет бросать в нееудобрение, то есть в каком-то смысле осквернять ее. Он будет чувствовать в себеторжество силы, он может за это поблагодарить Бога: «Да, Ты мне дал власть. Этипять пар волов— мои, я с ними могу делать, что захочу, они мнеподвластны». А другой женился, его душа полна радости, ему никакой другойрадости не нужно. И когда Бог его, в свою очередь, зовет на Свой брачный пир,он отвечает: «Твой брачный пир мне не нужен, у меня свой!»Вот ответы, которые так часто мы даем Богу, вот где начинается ответностьили ответственность наша. Бог в меня поверил, Бог мне, как Жених, предложилСвою любовь, а я Ему отвечаю: Твои дары— да, принимаю, а Ты—повремени. Когда истощится все земное, тогда я, может, успею обернуться кнебесному и прийти к Тебе. Как может Бог верить в такого человека? Как можетБог по вере нас создать, верой нас одарить и жизнь Свою дать для того, чтобы