Митрополит Сурожский Антоний. Труды

этот неверный человек опомнился? Тут тоже на что-то отвечать надо, не в порядке

ответственности перед законом, а в порядке внутреннего ответа. Бог стал

человеком. Посмотри в эти ясли: там лежит беспомощный Ребенок, Младенец,

Который зависит всецело от того, что над Ним совершат, что Ему сделают. Бог во

всем Своем могуществе, во всей Своей славе предлежит перед нами в образе

бессильного, хрупкого, от нас до конца зависящего Ребенка— уязвимого,

Который над Собой не имеет власти.

А что над Ним будет сделано— мы знаем. Божией Матерью Он принят, Онастала святилищем храма. Святое святых107и Она теперь стали одно и то же. Она является местом пребывания ВсесвятогоБога, пришедшего плотью— плотью, которая вся пронизана Божеством. Иосиф всмущении, в колебании боролся с самим собой до момента, когда ангел ему открылтайну Воплощения (Мф1:20—21). Мудрецы шли, шли за звездой(Мф2:1—10), которая их вела, как говорит церковная песнь108, к Солнцу правды, кБожественному сиянию. И в Нем они каким-то непостижимым для нас образом узналичеловека, обреченного на смерть, Бога, пришедшего плотью, и Царя, Который лежитбеззащитный в яслях, отвергнутый всеми в той деревне, где Пречистая Дева иИосиф искали себе пристанище. Пастухи с чистым сердцем пришли по свидетельствуангелов и поклонились Ему, но уже в ту ночь началось Его отвержение. Какответило человечество, как ответил каждый человек на Его воплощение? ПречистаяДева стучалась в каждую дверь, ища пристанища, где родить Своего Сына, и каждаядверь захлопывалась перед Ее лицом: мы здесь своей семьей собраны, чужие нам ненужны! Нам здесь тепло, нам здесь хорошо, мы друг с другом близки, уходите,чужаки! И в это же время Ирод, боясь, что родился в эту ночь ему соперник вцарстве земном, готовил смерть Того, о Котором он знал, что Он— ЦарьИзраилев (Мф2:16—18). Воины готовились: четырнадцать тысяч детей было избитов вифлеемской области в поисках Единственного, Кого хотели убить и Кого Богуберег от человеческой неверности, злобы. Первыми мучениками были чистыемладенцы, ничем сами не провинившиеся, убитые за Христа. Вот два ответа,которые земля сразу, с первого же мгновения, дала любви Божией. Как же можетБог верить в нас?И Он верит. Он не перестал творить, Он не перестал вызывать к бытию новых иновых людей. Но за тот ответ, который мы Богу даем, разве не будем мыответственны и по-иному, в обычном смысле этого слова? Когда мы станем передНим уже не оторвавшись, а оторванные смертью от всего того, что нас порабощаетземле,— как мы станем перед Ним и какой ответ дадим? Когда мы увидимХриста воскресшего, сидящего одесную Бога и Отца, но носящего на Своей плотиязвы креста, гвоздиные язвы, раны от венца, следы ношения креста? Когда мыувидим Его и поймем, что, если бы никого другого не было на земле, может быть,я сам (сама) был бы причиной Его смерти, как, несомненно, каждый из нас,потерявший единство с Богом, даже не ищущий Его всеми силами, всем сердцем,всем умом, всей волей, всей жизнью— как каждый из нас ответствен за Его